Задачки для потерянного времени

Практически нет такого человека, который бы хоть раз в жизни не принимал участие в каком-либо конкурсе. И уж точно не найдется ни одного, кто бы хоть раз не отвечал на вопросы тестов и анкет. Не меньше и любителей другой "тренировки мозга" — сканвордов и кроссвордов. Но действительно ли эти занятия способствуют развитию умственных способностей, или это — напрасная трата времени и сил?

В нашей стране первый кроссворд был опубликован в 1929 году, в журнале "Огонек". В СССР, где повышению образования населения уделялось колоссальное внимание, эта интеллектуальная "забава со словами" немедленно стала популярной. В советский период кроссворды печатались далеко не во всех изданиях и были довольно трудными. Для того, чтобы заполнить все клеточки, необходимо было обладать энциклопедическими знаниями.

Разгадывание такого сложного кроссворда действительно способствовало развитию памяти и мышления — ведь для того, чтобы узнать верное слово, людям приходилось штудировать источники, а потом еще и проводить параллель между полученными знаниями и вопросом. Причем даже признанные эрудиты при решении головоломки обращались к вспомогательной литературе — словарям, атласам и энциклопедиям. То есть, отгадывая кроссворд, каждый как бы сдавал экзамен — без преподавателей и шпаргалок в рукаве.

Однако в постсоветское время ситуация кардинально изменилась. Во-первых, сами кроссворды превратились в примитивные загадки с простыми и стандартными ответами. Вместо энциклопедических статей материалом для словесных головоломок стали анналы светской хроники или общедоступные факты из истории, химии и литературы. Особенно это видно в так называемых "скандинавских кроссвордах". Сканворды еще больше упрощают процесс, так как их линейка позволяет угадыванием одних слов полностью "раскрывать" другие.

Читайте также: Почему люди ведутся на "лохотрон"

Тем не менее, популярность кроссвордов после такого упрощения резко возросла. И в этом нет ничего удивительного. Человеку свойственно тешить свое самолюбие. Многие,  к примеру, во время вынужденного безделья в транспорте вписывают буквы в клеточки, занимая время и параллельно получая подтверждение собственной образованности. Разве не приятно убить сразу двух зайцев таким образом? И (спасибо составителю!) не нужно ломать голову, изучая словари. Куда проще и приятнее подставить в клетки необходимые слова и получить удовлетворение от проведенного времени.

Фото: AP

По сути, человек обманывает сам себя и понапрасну убивает время, которое можно было бы провести с большей пользой - ту же книгу прочесть, к примеру. Основной вред сканвордов — они отучают мозг работать, снижают способность к оригинальному мышлению и развитию интеллекта.

Не стоит обманываться — никакой "тренировки ума" подобные отгадывания не несут. Равно, как и прохождение многих психологических тестов. Они сегодня пользуются очень большой популярностью. Почему? Да, в первую очередь, потому, что к настоящим психологам на прием мало кто ходит - накладно, некогда, да и лень. Неудивительно, что размещенные в глянцевых журналах примитивные тесты вроде "Определи свой тип" или "Какой мужчина тебе подходит", всегда вызывают большой читательский интерес. Услышать грамотное мнение на волнующую тему хочет каждый из нас. А то, что под виртуальным "специалистом" прячется некомпетентный автор, дающий слишком общие и оторванные от реальности советы, - уже дело третье. 

Найти простое объяснение любым своим неприятностям, а также получить ценный совет (которому, как правило, все равно никто не следует) — вот зачем мы помечаем галочкой варианты ответов и считаем получившиеся баллы. Неуверенные в себе люди пытаются с помощью шаблонных типажей найти свое место в социуме. Вот же, тест показал, кто я — интеллектуал, творческая личность или коммерсант. И тест же подсказал, чем мне нужно заниматься — вышивать гладью или ходить в походы.

Схожие причины лежат и в основе популярности всевозможных конкурсов. Ведь выиграть такое соревнование — значит, получить официальное подтверждение того, что ты лучше всех. Умнее, красивее, оригинальнее. Не случайно конкурсы давно стали рекламными ходами, привлекающими внимание широкой публики. Ведь каждый из тех, кто становится участниками таких мероприятий, стремится не только победить, но почувствовать свою сопричастность к большинству, повысить свою самооценку.

Чем беззастенчиво и пользуются многие аферисты. Давно известны такие "конкурсы", с помощью которых у участников просто-напросто вымогают деньги. Завлекают сюда запредельным призовым фондом, а потом ставят жесткое условие: принять участие в акции можно только после приобретения продукции компании на определенную сумму. Польстившиеся на "золотые горы" участники доверчиво приобретают книжки (чайники, кофемолки, авторучки, утюги и прочее барахло), а в итоге никто из них, разумеется, не выигрывает — кроме устроителей конкурса, которые неплохо поправили свои дела, сплавив по завышенной цене залежалый товар.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *