Даст ли эффект новый проект властей "Россия без алкоголя"?

Россия без алкоголя – утопия или реальность?

Австрийский политолог, профессор Герхард Манготт считает, что одна из главных опасностей для россиян — алкоголь. При этом антиалкогольную политику нашего правительства г-н Манготт не одобряет. Анализируя предлагаемые меры, он опасается, что результатом станет массовое употребление опасных суррогатов. Как это, собственно, уже и было при Горбачеве.

Герхард Манготт не первый год занимается изучением российских реалий и проблем. Он отмечает, что возраст любителей алкоголя неуклонно снижается. Уже в 12-13 лет подростки начинают понемногу приобщаться к пиву и вину, а к совершеннолетию переходят на крепкие напитки. В результате среднестатистический взрослый россиянин, по статистике Минздрава, употребляет 18-19 литров алкоголя в год.

Независимые эксперты посчитали раскладку этих среднестатистических литров на 140 миллионов населения. В стране 40 миллионов трезвенников, среди которых грудные младенцы и глубокие старики, 70 миллионов так называемых умеренно пьющих, то есть употребляющих ежегодно около десяти литров и 30 миллионов усиленно спивающихся граждан, вливающих в себя сорок и более литров спиртного. Есть отдельная "водочная статистика" — на каждого жителя России, включая детей, приходится более 30 бутылок водки ежегодно. ВОЗ поставил РФ на четвертое место в мире по количеству употребляемого на душу населения алкоголя. Нас опережают лишь Бразилия, Казахстан и Мексика, а догоняют Украина и Южная Африка.

При таких цифрах не удивительно, что причиной смерти каждого пятого жителя страны является все тот же алкоголь. Официальная статистика говорит, что ежегодно от злоупотребления спиртным погибает 500 тысяч россиян, а Герхард Манготт считает, что эта цифра явно занижена. Аналитик указывает, что учитываются лишь летальные последствия алкогольных отравлений, а за скобками остаются самоубийства и убийства, совершенные в состоянии опьянения, несчастные случаи на производстве и смертельные травмы, вызванные пьянством, а также ДТП, спровоцированные нетрезвыми водителями.

Читайте также: В России бушуют алкогольные войны

Профессор Манготт обращает внимание, что объем потребления алкогольных напитков связан с экономическим и социальным благополучием — чем выше уровень благополучия, тем меньше интерес к алкоголю, и наоборот. Например, россияне больше всего пьют в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — в депрессивных регионах страны. Мнение австрийца о Дальнем Востоке подтверждается местной статистикой. Два процента населения края уже состоит на учете в Приморском центре медицинской профилактики, среди них есть и несовершеннолетние. А показатель распространения алкоголизма на 100 тысяч человек населения региона выше, чем средний по стране.

Социологический опрос Министерства здравоохранения и социального развития РФ, проведенный в июне этого года, тоже подтверждает выводы господина Манготта о связи неблагополучной экономической ситуации и тяги к алкоголю. Более 25 процентов жителей России пьют спиртное, чтобы снять стресс, треть — чтобы расслабиться после тяжелой рабочей недели. Чуть меньшее количество респондентов отметили, что алкоголь — хороший способ на некоторое время забыть о бытовых проблемах.

Правительство в курсе мрачной статистики и в связи с этим разработало целую кампанию по борьбе с пьянством. Двухэтапную антиалкогольную концепцию утвердил премьер-министр Владимир Путин. На первом этапе, к 2012 году запланировано снижение уровня потребления спиртного на 15 процентов, а к окончанию второго этапа, к 2020 году, уровень потребления должен снизиться более чем вдвое, при этом рынок нелегального алкоголя будет полностью ликвидирован.

От заманчиво-простого пути полностью запретить продажу спиртных напитков решили отказаться. Президент России Дмитрий Медведев напомнил о негативном опыте насильственного внедрения трезвости времен Перестройки и поддержал меры, связанные с позитивной мотивацией к отказу от алкогольных излишеств. В 2011 году Минздравсоцразвитию выделено 300 миллионов рублей на пропаганду здорового образа жизни.

Читайте также: Алкоголь опасней героина

Повысить качество жизни, чтобы отбить у людей интерес к алкоголю, — новый для России подход. Как заметил член Общественной палаты Олег Зыков, в нашей старне никогда не проводилась политика снижения спроса на алкоголь, регламентировалось лишь предложение. Сейчас и властям, и общественности стало очевидно, что бороться надо с причинами, а не со следствием, нужно решать проблему готовности людей употреблять спиртные напитки.

Часть экспертов предлагает решать проблему алкоголизма, не распыляясь, а сосредоточившись на 30 миллионах уже спивающихся граждан и на группах особого риска — малообеспеченных слоях населения, детях и подростках, подверженных влиянию рекламы. Теми, кто пока держит себя в рамках, можно заняться уже во вторую очередь, иначе получится очередная кампания "обо всем и ни о чем". По данным опроса, проведенного порталом SuperJob.ru, каждый четвертый респондент уже не верит ни в какие антиалкогольные меры и убежден, что искоренить в России пьянство нельзя.

Проекты "Россия без алкоголя", идущие не сверху, а снизу, существуют в стране не первый год. Один из самых известных — программа профессора Владимира Жданова, председателя Союза борьбы за народную трезвость и популяризатора немедицинского метода избавления от вредных привычек. Концепция Жданова, которую разделяет немало общественных деятелей, говорит о последовательном "отрезвлении" России без жестких запретов, сорвавших кампанию Горбачева. Во-первых, предполагается установить государственную монополию на производство любого алкоголя. Во-вторых, обязательной должна стать продажа алкоголя покупателям только с 21 года, только при наличии паспорта, только в специализированных магазинах, только в определенные часы и только за большие деньги, а в ресторанах и ночных клубах — за очень большие деньги.

Читайте также: Алкоголь — не по дням, а по часам

Пока правительство никак не выразило своего отношения к проекту Союза борьбы за народную трезвость. Между тем, по данным все того же опроса от SuperJob.ru, те 18 процентов респондентов, которые верят в эффективность государственных антиалкогольных кампаний, среди наиболее действенных методов называют следующие три: повышение возрастного ценза, ограничение времени продаж и повышение стоимости спиртных напитков.

К сожалению, пока независимые эксперты не видят реальных результатов первого этапа антиалкогольной кампании, а уже принятые решения называют популистскими и не дающими долговременного эффекта.

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *
Обсудить