На Белом море пропал сухогруз "Капитан Кузнецов"

В Белом море пропал "Капитан..."

Сразу два аварийных происшествия с российскими судами ошарашили своей трагичностью. На Москве-реке сгорел теплоход-гостиница "Сергей Абрамов", а на Белом море канул в неизвестность сухогруз "Капитан Кузнецов". Если на плавгостинице предполагают гибель одного человека, то на сухогрузе была команда из11 человек. Их судьба пока неизвестна.

Как сообщили "Правде.Ру" в Архангельском региональном центре МЧС, связь с "Капитаном Кузнецовым" пропала в два часа ночи с понедельника на вторник. Спасатели и моряки качают головой: если судно так долго не выходило на связь, то уже может и не выйти… Сейчас в так называемом горле Белого моря, откуда судно последний раз выходило на связь, бушует шторм — волны до трех с половиной метров, ветер 28-33 метров в секунду, сильная метель, видимость не более 500 метров. Тем не менее надежда все-таки есть — она, как ей и полагается, умирает последней.

Несмотря на непогоду, на поиски пропавшего в Белом море судна "Капитан Кузнецов" вышел буксир МЧС "Калиниградец". Готовятся к вылету спасательный самолет "Л-410" и вертолет "МИ-8" в аэропорту "Васьково" под Архангельском. В ожидании летной погоды находятся две группы спасателей из региональной службы спасения. Примерно в том районе, где спасатели надеются найти судно, зафиксировано срабатывание его аварийных буев. Кстати, к поискам пропавшего в Белом море сухогруза "Капитан Кузнецов" привлечены силы Погранслужбы ФСБ России.

Читайте также: Последняя авария советского флота

Судно, принадлежащее Северо-Западному речному пароходству, имеет класс "река-море" и приписано к порту Санкт-Петербурга. Сухогруз направлялся из порта Варандей в Архангельск для проведения ремонтных работ, так сказать, "налегке", без каких-либо серьезных грузов. Так или иначе, в данный момент нельзя категорически и однозначно сказать, что судно погибло. В Белом море случались случаи и покруче.

Об одном из таких случаев рассказывает бывший командир бригады вспомогательных кораблей и судов Северного флота, капитан I ранга в отставке Виктор Николаевич Яковлев:

"Белое море принадлежит к числу достаточно бурных морей. Наиболее сильное волнение — в 4-5 баллов и более — наблюдается в октябре-ноябре в северной части и горле моря. Однако небольшие размеры водоема не позволяют развиться крупным волнам. Лишь изредка они достигают высоты три метра или, как исключение, пять метров.

Однако если представить себе, что такие волны бывают при минусовых температурах воздуха и при сильнейшей скорости ветра, то можно себе представить, что это за обстановочка… Может ли спастись сухогруз "Капитан Кузнецов" в такой обстановке? Все-таки считаю, что может. Мало ли что там произошло на борту…

Очень похожий случай был на Белом море лет 15 назад. Примерно в том же месте, где исчез "Капитан Кузнецов", то есть в горле Белого моря, и примерно в то же самое время, то есть в начале ноября, пропало военно-транспортное судно, также возвращавшееся в порт Архангельска. Связь пропала, оперативные дежурные Северного флота и Беломорской военно-морской базы не имели совершенно никакой информации о нахождении судна.

И первое сообщение о том, что транспортное судно не погибло, пришло от рыбаков. Оказалось, наше судно, потерявшее все виды связи, с неисправным двигателем выбросило на плоский песчаный берег довольно крупного острова Моржовец. И весной следующего года судно было отбуксировано с острова, приведено в Архангельск и отремонтировано. Будем надеяться, что и моряки с сухогруза "Капитан Кузнецов" спасутся! Море умеет преподносить сюрпризы, но оно может быть и снисходительным к морякам…".

Между тем, то, что сейчас происходит в Архангельской области в целом, иначе как стихийным бедствием не назовешь. На море бушуют сильнейшие штормы, на улице гололед. Люди без нужды из дома практически не выходят.

Читайте также: Погибшие с судна, о котором писали фантасты

Сильнейший ветер способствовал подъему уровня воды в Белом море. Вода через колодцы городской ливневой канализации поступает на набережную и в жилые кварталы. Подвергся затоплению воинский мемориал. Такого в Северодвинске не было уже много лет. Городские коммунальные службы подняты, так сказать, по тревоге. Как сообщил "Правде.Ру" мэр Северодвинска Михаил Гмырин, сильный ветер при минусовой температуре воздуха — серьезное испытание и для жилищного фонда.

Специалисты управляющих компаний, по словам мэра, в эти часы обходят многоквартирные дома, проверяя, закрыты ли двери и окна в подъездах многоквартирных домов, выходы на чердаки и крыши. Они готовы сделать все возможное, чтобы своевременно удалить поваленные ветром деревья, ликвидировать обрывы на электросетях, отремонтировать кровли.

Тем временем в МЧС поступают звонки о подтоплении жилых домов граждан, проживающих в северных и островных районах Архангельска. Это связано с нагоном воды из дельты Северной Двины. Снег, обильно выпавший минувшей ночью, превратил территории у некоторых домов в кашу, заблокировав выходы из домов. Пожарные службы города и спасатели выехали на место для оценки ситуации и оказания помощи.

Кораблям Северного флота, базирующимся в Северодвинске, а также гражданским судам объявлено строжайшее штормовое предупреждение. Это значит, в море можно выходить только спасательным или специальным судам. Синоптики прогнозируют в ближайшие дни усиление мороза и не обещают уменьшение ветра, в том числе и на акватории горла Белого моря. Так что спасателям, которые ведут поиск пропавшего судна "Капитан Кузнецов", придется туго…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе