"Булгарию" погубили ротозейство и беспечность

По-видимому, эта тема навсегда впишется в анналы российского судоходства, как катастрофа с теплоходом "Александр Суворов", лайнером "Адмирал Нахимов" и т. д. Эксперты уже сейчас называют причину катастрофы судна "Булгария": ротозейство и беспечность команды. Собственно, это самые главные причины всех без исключения российских катастроф.

Мама одного моего товарища, пожилая дама, никак не может выехать отдохнуть за пределы Архангельска. Как-то купила билет на поезд — а тут на Урале состав с рельсов сошел. Сдала билет, лето провела дома. На следующий год купила билет на самолет, внуков проведать, — лайнер под Смоленском упал. Авиабилет сдала.

На междугородних автобусах старушка не ездит — вон их сколько переворачивается! Как-то угораздило ее проехаться до рынка на обычной дребезжащей разваливающейся "маршрутке" — и с тех пор желтые "газели" видеть не может, боязно. На автомобиле тоже не ездит — опасно, вон сколько ДТП. В нынешнем году купила-таки путевку, экскурс на Соловки, на теплоходе, отплытие в субботу. Вроде бы водный транспорт — самый безопасный. И тут — катастрофа "Булгарии"! Старушка прямо сегодня же отправилась сдавать путевку. Пешком. Так безопаснее…

Пока СМИ описывают лишь первые впечатления свидетелей — очевидцев катастрофы "Булгарии", специалисты не очень-то спешат давать комментарии. Но уже ясно и без них, что главная причина страшной трагедии — человеческий фактор. Пусть даже некоторые называют его как-то по-другому: например, "технические неисправности". В данном случае к техническим факторам привел именно он, человеческий!

Если бы экипаж, круизная компания и вообще хоть какие-то контролирующие органы как следует смотрели за техническим состоянием судна, ничего бы не произошло. Пока "технически" ясно, что при резком повороте у судна возник излишний крен, через открытые иллюминаторы стала поступать вода. Произошло все стремительно. "Булгария" нахлебалась воды — и затонула. По последним данным, спасли пока 80 человек, больше ста до сих пор числятся пропавшими.

Как сообщает пресса, мимо тонущих пассажиров прошли два судна, несмотря на призывы о помощи. В стране объявили траур по жертвам крушения теплохода. Кстати, число погибших можно установить только весьма приблизительно — судно явно было перегружено. По свидетельствам очевидцев, народу там было больше, чем предусмотрено по штату. Уже прозвучали в прессе слова свидетелей, что не все пассажиры садились на судно по билетам — неучтенных "своих", то есть знакомых членов экипажа, было тоже немало. Увы, было на судне и несколько десятков детей…

Читайте также: Гибель волжского "Титаника" снимали на мобильные

Стоит напомнить, что теплоход "Булгария" совершал прогулочный рейс в Болгар — древнюю столицу Волжской Булгарии. В последнее время власти Татарстана делали большую ставку на этот туристический объект и даже специально обустроили пристань Болгара для возможности причаливания больших теплоходов. Как говорят специалисты, после трагедии рынок пассажирских перевозок и туристических рейсов на Волге может сократиться в разы, а то и вовсе сгинуть.

Президент России Дмитрий Медведев потребовал, чтобы прокуратура проверила всех причастных к рейсу теплохода "Булгария", который, по предварительным данным, находился в аварийном состоянии и больше чем полвека вообще капитально не ремонтировался. Хотя и так ясно, что "аварийность" была не столько на самом судне, сколько в головах его владельцев!

Президент дал поручение прокуратуре тщательно проверить "и этих судовладельцев, и тех, кто выдавал разрешения на судовождение, и всех, кто причастен". Хочется верить, что конкретные и настоящие виновные будут названы и наказаны. Не хотелось бы, чтобы события шли по привычному для России сценарию: любая отечественная "разборка" включает в себя поиск виновных, наказание невиновных и поощрение непричастных.

Некоторые эксперты уже сравнивают катастрофу "Булгарии" с трагической аварией другого круизного теплохода, лайнера "Александр Суворов", которая имела место 5 июня 1983 года. Общего очень много. "Суворов" был приписан к Нижнему Новгороду. Его рейсы по Волге были очень популярны. Он курсировал примерно по тем же местам, где затонула "Булгария".

Следуя по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону — Москва, 5 июня 1983 года в 22:45 "Александр Суворов" на полном ходу зашел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задел конструкцию. В результате столкновения у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Скорость теплохода перед столкновением составляла 25 километров в час, то есть была близка к максимальной. После столкновения теплоход по инерции прошел под мостом еще 300 метров…

Из-за аварии пролетное строение железнодорожного моста было смещено. В это время по мосту следовал грузовой поезд из 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельсов. Часть вагонов опрокинулись, их груз (уголь, зерно, бревна) частично попал на теплоход. Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 300 человек! Эту весьма размытую цифру связывают с тем, что во время рейса "Александр Суворов" был значительно перегружен. Помимо 330 пассажиров на его борту находились 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала. Также на теплоходе находились знакомые и родственники членов экипажа.

Огромное число жертв объясняется тем, что в момент столкновения большая часть пассажиров находилась как раз наверху, в кинозале и на танцплощадке на верхней палубе. А именно верхняя палуба была полностью уничтожена столкновением с фермой моста. Эксперты быстро пришли к однозначному мнению, что к катастрофе привели следующие причины: халатность первого штурмана; халатность рулевого; отсутствие сигнальных огней на мосту в темное время суток. На шестом пролете, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. В общем, налицо совпадение факторов, главный из которых — человеческий!

Не верьте, если вам будут говорить о "технических причинах" катастрофы "Булгарии", о случайном наложении технических факторов — там во всем виноваты люди! Говорят, "Булгарию" собираются поднять в кратчайшие сроки. Уж не для того ли, чтобы восстановить? А вот "Александра Суворова" все-таки восстановили.

И что вы думаете — не так давно с ним произошла еще одна авария. 30 мая 2008 года теплоход следовал по Каналу имени Москвы от Северного речного порта столицы в Тверь. По некоторым данным, на борту судна находились около 300 пассажиров. При прохождении шлюза судно коснулось его бортом, в результате этого полностью вышло из строя рулевое управление.

В результате полученных повреждений теплоход не смог продолжить движение. Сразу после столкновения шлюз был наполнен водой, в результате чего теплоходу все-таки удалось выйти обратно. Все пассажиры были возвращены в Москву на автобусах, в результате происшествия никто не пострадал…

Не часто наши люди отказываются пользоваться услугами, ежели за них заплачено. Вот совсем свежий случай. Накануне самолет авиакомпании "Когалымавиа" вместе со 150 россиянами должен был вылететь из Антальи в Самару. Однако после нескольких кругов по аэродрому лайнер остановился, и более часа пассажиры были вынуждены находиться в салоне, мучаясь от дикой жары.

После этого люди стали требовать, чтобы их обратно вывезли в здание аэропорта. По дороге они увидели, что одна из турбин самолета загорелась. "У нас есть видео, как самолет со всех сторон поливают, как приехали пожарные машины. Нам сказали, что сейчас самолет починят и мы на нем улетим. Мы, естественно, отказались лететь на нем", — приводят "Вести.Ру" слова одной из пассажирок злополучного рейса.

И правильно сделали, что отказались. Как стало известно в последние часы, туристам предоставили другой самолет, они уже высадились в Самаре. А могли ли отказаться от рейса на древнем (по корабельным масштабам) судне "Булгария" находящиеся на нем пассажиры? Ведь это судно на Волге считалось весьма ненадежным…

Вряд ли они отказались бы — ведь уплачено же! И это даже не беспечность, это полное равнодушие к собственным судьбам. Если сложить его с раздолбайством владельцев и экипажа судна, то вполне можно сделать вывод, что шансов благополучно совершить рейс у "Булгарии" не было. Если даже не в этом рейсе, а в каком-то другом, она все равно пошла бы на дно…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе