"Купил права? Купи машину!"

Федеральная антимонопольная служба сочла, что реклама автосалона со слоганом "Купил права? Купи машину!" порочит деловую репутацию ГИБДД. Официальной статистики по взяткам, конечно, не существует, но о проблеме торговли правами неоднократно высказывался генеральный прокурор Юрий Чайка. В интернете легко найти данные "сговорчивых" работников ГИБДД и автошкол.

Владельцы автосалона, установившие давно демонтированные щиты с ныне запрещенной рекламой, категорически не согласны с решением ФАС и планируют обратиться в суд. Они заявляют, что слоган "Купил права? Купи машину!" был истолкован антимонопольной службой неверно и ссылаются на лингвистические подробности — форму высказывания, его метафоричность, языковые единицы и т.д. Основная же мысль открытого письма рекламодателей сводится к содержанию пословицы: "На воре и шапка горит" — почему, дескать, "опороченные", то есть работники ГИБДД, увидели во фразе о покупке прав намек на взятки и нарушения закона? Почему, дескать, им не пришли в голову другие значения слова "права", с которыми слоган приобретает приличный и никого не обвиняющий смысл?

А какие словарные значения приходят в голову обычным людям? Насколько актуальна тема о незаконном приобретении водительского удостоверения, насколько широко практикуется подобная торговля? Данные неофициальных опросов на форумах автолюбителей и в блогах говорят о том, что не менее четверти водителей купили права либо заплатили за "сдачу" хотя бы одного из экзаменов.

Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала "За рулем", ответил "Правде.Ру" на вопросы о покупке водительских прав в России.

Игорь Александрович, есть какая-то статистика — сколько людей покупают права, а сколько сами сдают экзамены?

— Такой статистики, конечно, нет нигде. Есть, наверное, какие-то опросы по этому поводу, но я, честно говоря, цифр не помню. Я могу сказать, что если в целом говорить об отношении к ГИБДД, к тем процедурам, которые они проводят, тут становится все ясно. Я, например, очень хорошо помню данные по техосмотру, их, по самым разным опросам, приводили специализированные организации. Средняя цифра по России — 70 процентов. Семьдесят процентов автовладельцев сознались, что "купили" техосмотр.

Еще раз повторю — я не помню, были ли какие-то опросы по статистике покупки прав. Наверное, такой красивой цифры, как 70 процентов нет, но практически все, кто в разные времена сдавал экзамены, говорят, что приходилось на каких-то этапах платить деньги. Например, доплачивать, чтобы успешно сдать.

Индекс доверия к ГИБДД крайне низок, ГИБДД считается одной из самых коррумпированных организаций в России. И обида сотрудников на рекламный слоган, с одной стороны, понятна, а с другой — чего на зеркало пенять?

Как изменить ситуацию?

Есть пример Грузии. Они распустили все дорожные автоинспекции и набрали по новой, но уже по очень строгим критериям. Поставили серьезную систему внутренней безопасности. И в течение нескольких лет сумели так сломать старую систему, что сейчас в Грузии достаточно просто получить права, не надо никому взяток давать, чтобы зарегистрировать автомобиль, пройти техосмотр и т.д.

Примерно то же, но более растянутое во времени, происходило во всех странах Восточной Европы, где отказывались от системы советской милиции, переходя к системе западной полиции. Но там не увольняли всех. Люди потихоньку выходили на пенсию, а новых набирали уже по новым правилам и старались не смешивать молодые кадры со старыми.

Читайте также: Автовлавладельцы борются за свои права, нарушая права других

Согласно исследованию портала SuperJob.ru, проведенному в 2009 году, незаконно получили водительское удостоверение лишь 16 процентов респондентов и еще три процента самостоятельно сдали теорию, а практику "купили". Семь процентов опрошенных даже не попытались пройти курс в автошколе и по-честному отправиться на площадку. Это, впрочем, не удивительно. Учащиеся автошкол все чаще встречаются с довольно настойчивой рекламой "вспомогательных" услуг по сдаче экзаменов.

Еще несколько лет назад переговоры о стоимости теории или площадки проводились тайно, а сейчас некоторые новички слышат предложение "заплатить и не мучиться" практически с порога. Для успешной сдачи теории заплатившему предлагается компьютер, запрограммированный выдавать высший балл, независимо от правильности ответов, а во время вождения сотрудник ГИБДД сам управляет машиной. Будущий водитель действительно не мучается — крутит руль и делает умное лицо.

Легенды о том, что честно сдать экзамены невозможно, выгодны обеим сторонам преступного сговора — и нечестным работникам ГИБДД, и зарабатывающим дополнительные деньги сотрудникам автошкол. Вот они и внушают людям, что приходится по 20-30 раз ходить на пересдачи даже при условии блестящих знаний и навыков. Не зря один из опросов показал, что почти 30 процентов тех, кто купил права, приняли это решение после первого посещения автошколы. Внушить новичку мысль, что он не справится самостоятельно, достаточно легко, особенно подвержены внушению женщины. Опросы, проведенные среди тех, кто только планирует учиться вождению, но еще не записался на курсы, показывают совершенно другие цифры — меньше 20 процентов будущих водителей теоретически рассматривают возможность заплатить за "корочку".

Доступность незаконного приобретения прав максимальная — интернет пестрит сайтами, предлагающими "содействие в получении". Рекламные лозунги подобных контор выглядят куда более оскорбительными, чем запрещенный ФАС слоган автосалона. "До сих пор не знаете, где купить права?" — спрашивают на главной странице одного сайта. "Не решаетесь выбрать, куда лучше обратиться, чтобы купить права, — в ГИБДД или в автошколу?" — интересуются на другом. И уверяют, что "миллионы людей во всем мире решаются купить права". Каждая вторая фирма клянется, что "работает на этом рынке" не менее десяти лет.

Цена вопроса невысока. Категория B предлагается за 400-700 долларов, в зависимости от региона. Наверное, благодаря демократичным ценам, почти все участники опроса SuperJob.ru с низким доходом сдали экзамены самостоятельно, а среди тех, чей доход превышает 15 тысяч рублей в месяц, каждый десятый предпочел купить водительское удостоверение.

Купить права может каждый, клиент всегда прав, поэтому ни на навыки вождения, ни на здоровье, ни на адекватность покупателя никто не смотрит. Именно поэтому при проверках регулярно обнаруживается немалое количество прав, выданных людям с серьезными психическими заболеваниями, алкоголикам и наркоманам. За этот год в ряде регионов страны начались судебные процессы по прекращению действия незаконно приобретенных водительских удостоверений.

Читайте также: Психи со справками рвутся за руль

Результат доступности и невысокой цены "корочек" налицо. Он отражен в антирейтинге Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — Россия занимает первое место в списке самых опасных стран для водителей. В исследовании учитывалось количество смертей на миллион жителей и на миллион автомобилей. После бесспорного лидера — РФ следуют Словакия, Польша и Турция.

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"

Последние новости сегодня 28.07.2011

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *