Поляки открыли отдельный от Соловецкого камня скорбный монумент

Поляки "откололись" от Соловецкого камня

Нечто странное свершилось не так давно на Соловецких островах, возле знаменитого Соловецкого камня на Алее Памяти. В интернете уже начинается некий скандал с участием правозащитников. Во время митинга памяти жертв политических репрессий был открыт отдельный монумент памяти поляков, узников Соловецкого лагеря особого назначения. Стоит он в отдалении от общего скорбного камня. Как бы кусочек памяти вырос отдельно...

На многих правозащитных интернет-форумах уже возникла некая дискуссия, весьма горячая. Ведь это прецедент - поляки впервые как бы отделили память о своих земляках от общей трагической памяти всех сидевших и всех погибших на Соловках. Раньше наблюдалась совершенно обратная тенденция: если люди хотели почтить память репрессированных на островах, они наоборот, устанавливали аналог Соловецкого камня у себя.

Так появился Соловецкий камень на Лубянской площади в Москве. Так возник свой Соловецкий камень на Троицкой площади в Санкт-Петербурге. Ведь и полякам проще, дешевле и почетнее было бы открыть свой Соловецкий камень или просто монумент в память о земляках как раз в Варшаве, Кракове, Вроцлаве - словом, у себя дома. Ведь в этом случае гораздо больше поляков смогли бы помянуть своих земляков! А то когда еще занесет граждан Польши в Белое море?

Читайте также: Круговорот памятников в природе

Интернетчики на архангельских форумах недоумевают: зачем это полякам вдруг понадобилось "отделяться"? Что за символ? На небольшом гранитном валуне установлена мемориальная плита, на которой на двух языках, русском и польском, высечена надпись "Памяти поляков - узников Соловков. Соотечественники". На плите изображены два креста - католический и православный, а между ними три равномерно распределенных отверстия, которые символизируют следы от пуль. Обрамляет монумент высеченная на граните колючая проволока.

Собственно, скандал начал разгораться после того, как в интернете появилась видеозапись того митинга. Было на нем, судя по записи, около 100 человек. Наиболее активными были польская и украинская делегации. Открыл новый монумент памяти поляков-узников Соловков генеральный консул республики Польша в России Ярослав Дрозд. Консул сказал буквально следующее:

"Кто виноват, кто прав, надо все равно помнить. Сегодня, находясь здесь, мы имеем возможность еще раз с грустью вспомнить о тех, кто здесь был и ушел. О тех, кто здесь был и остался жив. И будем надеяться, что память об этих людях, об этих страницах истории не исчезнет! Попытка советской власти сделать в святом месте образцовый лагерь не удалась, но она стоила жизни тысячам людей. Наша задача -- хранить память о них".

Вроде бы все правильно, но как-то чересчур символично. Память-то она, конечно, не исчезнет, но пусть она будет подальше от Польши, на далеких островах в Белом море... Пользователи форумов обратили внимание и на весьма символичную речь руководителя делегации Киевского товарищества политических заключенных и жертв репрессий, Григория Куценко, выступавшего на том соловецком митинге в расписной национальной украинской рубашке:

"Соловецкое горе обрушилось в двадцатом столетии на все народы земного шара! Потому что, по информации наших ученых, которые здесь, на Соловках, занимаются исследованиемрепрессий, в здешнем лагере были представлены все континенты земного шара. Я уже не говорю о том, что были представлены все народы, которые входили в Советский Союз. Все были здесь, все прошли этот ад...

Это вселенская катастрофа. Так, Украина и Соловки -- это очень длинная и очень большая дорога, она началась задолго до 20-го столетия. Большевики открыли украинцам дорогу в светлое будущее, и... земля Соловков и Сибири приняла миллионы людей!".

Читайте также: Война с памятниками, или Как переписать историю

 

Как-то странно это слышать - ведь не только украинцы попадали в Гулаг. Кстати, сам Григорий Куценко - один из последних политических заключенных в СССР. Он вышел на свободу лишь в 1988 году, уже при Горбачеве...

В общем, на архангельских форумах сейчас всерьез обсуждается такая тема. Если уж пошло такое поветрие, как установка собственных монументов в память погибших и репрессированных от разных стран и народов, то на Соловках их появится огромное количество. То есть память о соловецких жертвах будет раздроблена на немыслимое количество частей...

Между прочим, в Гулаге оказались граждане множества государств. Топтали нашу "зону", кроме немцев, итальянцев, румын и японцев, 23136 французов, 4729 голландцев, 2010 бельгийцев, 457 датчан, 101 норвежец, 1652 люксембуржца, 69977 чехословаков, 21822 югослава, и 60280 пленных их других стран.

Стоит, наверное, вспомнить немного и историю Соловков. 26 мая 1920 года, по решению Архангельского губисполкома, был учрежден Концлагерь губернского подчинения. Состав заключенных - люди, осужденные за уголовные преступления и "контрреволюцию", свыше трети узников - бывшие белые солдаты, офицеры и военные чиновники.

Их отправляли на Соловки из тюрем и других концлагерей Архангельской губернии. Общая численность узников на 1920 год колебалась от 150-200, а в феврале 1921 года их было 239. Губернский концлагерь существовал менее года. В мае 1921 года заключенные были перевезены в Холмогорский лагерь принудительных работ Архангельской губЧК.

Но в мае 1923 года Лубянка приняла решение организовать собственный "Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения". В июне 1923 года ВЦИК принял решение о создании Северных лагерей ГПУ для содержания под стражей "политических и уголовных преступников, отбывающих наказание по внесудебным приговорам ГПУ". Прибытие заключенных в Соловецкие лагеря началось уже летом 1923 года. Первые заключенные были доставлены из Архангельска.

Через месяц их количество удвоилось. К сентябрю число лагерников превышало три тысячи человек - 2714 мужчин и 335 женщин, из них более 300 "политических", 2550 "контрреволюционеров" и уголовников и 200 бывших чекистов. Далее количество заключенных СЛОНа только росло. Содержание одного заключенного на Соловках обходилось казне в среднем в 211 рублей. Максимальное количество узников в лагере было в 1931 году -- 71800 человек...

В общем, у разных наций своя "соловецкая скорбь". А вот боль - одна, общая, режущая сердце. И не нужно "откусывать" эту боль, так сказать, по кусочку. Так больнее...

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе