Легендарный командир атомной подлодки "К-137"

Вадим Леонидович Березовский — легенда военного флота. Живет он в Северодвинске — здесь его дети и внуки. Именно он вывел на первую боевую службу первую советскую подлодку с баллистическими ракетами, а несколькими годами позже принимал на верфи Севмаш первый атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667А, грозу американских ВМС.

Родился Вадим Леонидович 21 марта 1929 года в столице Украины. Отец его был военнослужащим. В связи с переводами отца по службе семья часто переезжала. Великая Отечественная война застала семью в Киеве. В августе 1941 года Вадим вместе с матерью одним из последних эшелонов, под бомбами эвакуировались в поселок Сорочинск Оренбургской (тогда Чкаловской) области.

В 1943 году он окончил 7 классов и пошел работать в подсобное хозяйство 53-го запасного стрелкового полка прицепщиком, а затем учеником тракториста. В те времена закон запрещал работу по найму детям до 16 лет. Подростки военных лет, полноценно выполняя мужскую работу, назывались учениками слесаря, учениками тракториста и так далее. В 1944 году полк вместе со своим подсобным хозяйством передислоцировался в Харьков. В 1945 году, пропустив два года учебы, Вадим поступил в Горьковское военно-морское подготовительное училище. В 1947 году училище было переведено в город Энгельс под Саратовом.

В 1948 году Вадим Леонидович окончил училище и вместе со всем курсом получил направление в Севастополь для послевоенного возрождения Черноморского высшего военно-морского училища, которому впоследствии было присвоено имя П. С. Нахимова. Летом 1952 года после сдачи выпускных государственных экзаменов перед стажировкой он вместе с 25 добровольцами после вопроса начальника училища, знаменитого подводника Великой Отечественной И. А. Колышкина: "Кто хочет служить на подводных лодках — шаг вперед!" — сделал свой выбор и шагнул в свое будущее. С тех пор его жизнь связана с подводным флотом.

Служил он на Северном флоте. Командовал сначала дизельной лодкой, а в начале шестидесятых годов, как один из лучших подводников, был назначен командиром атомной подводной лодки проекта 658 "К-40" с тремя баллистическими ракетами Р-13. Это всегда считалось огромной честью — стать командиром атомохода. В октябре 1962 года, загрузившись в губе Сайда термоядерным боезапасом, подводники лодки находились "под парами" в готовности к боевым действиям в обстановке Карибского кризиса.

В 1964 году именно этому кораблю под командованием Вадима Березовского выпала, без всякого пафоса, высокая честь и историческая миссия — первому из советских ракетных подводных атомоходов выйти на боевую службу. С 14 марта по 17 апреля 1964 года его подлодка с тремя межконтинентальными баллистическими ракетами участвовала в учениях ВМФ СССР "Ограда", проводимых в Норвежском море и Северной Атлантике.

Читайте также: Лики войны: дуэль подводника Трипольского

Сохранив скрытность плавания "К-40" (что в те времена, при развитой сети противолодочного обнаружения НАТО, было, ох, как нелегко), прошла за время похода 6582,4 мили, из них в подводном положении 6553,7 мили — подавляющую часть пути! Практически, выйдя с базы, лодка сразу же погрузилась и всплыла, только когда вернулась. За такой подвиг Березовскому вполне могли дать Героя, но все-таки Золотую Звезду он получил за другое.

В 1966 году капитан 2-го ранга Березовский назначен командиром строящейся на Севмаше в Северодвинске головной (то есть первой в серии) АПЛ проекта 667А (заводской номер 420), которая с тактическим номером "К-137" была 5 ноября 1967 года включена в состав боевого ядра флота в качестве ракетного подводного крейсера стратегического назначения с 16 баллистическими ракетами 4К-10. Как уже писала "Правда.Ру", это была именно та лодка, которая как бы поставила в тупик и американскую разведку, и флот. В НАТО даже не предполагали, что СССР способен построить такой уникальный стратегический ракетоносец с 16 межконтинентальными ракетами.

Как гласят официальные источники, за время строительства и испытаний этого корабля его командир Вадим Березовский внес целый ряд рационализаторских предложений, а 14 декабря 1968 года вывел его из губы Сайда на первую боевую службу, которая была завершена на оценку "отлично" 29 января 1969 года.

Стартовала эпопея строительства и боевого плавания самых мощных по энергетике и вооружению кораблей того времени. 30 марта 1970 года капитану 1-го ранга Березовскому Вадиму Леонидовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (номер 10724).

Главным конструктором головной лодки был легендарный Сергей Никитич Ковалев, о судьбе которого не раз писала "Правда.Ру". В своей книге "О том, что есть и было" Ковалев с большой теплотой говорит о командире головной АПЛ Вадиме Леонидовиче Березовском. Невозмутимый, по-командирски справедливый, но требовательный, он сумел сплотить и сдаточную заводскую команду, и военный экипаж, присутствовавший при постройке.

Автор этих строк вспоминает такой эпизод. На покраске внутренних помещений корабля работало много женщин. Командир лично следил за тем, чтобы все делалось качественно. Бригадир маляров Севмаша Галина Лемехова, спускаясь через люк в центральный пост с ведром белой краски, случайно опрокинула ее вниз. Спускается — а там стоит человек в канадке, весь белый, оказавшийся аккурат под люком. Галина Ивановна рассказывала мне, причем со смехом:

"Сморю — а это сам командир Березовский, с ног до головы в белой краске, которую не сразу и отмоешь. И канадку, и командирскую фуражку, и брюки надо выбрасывать! Да и голову и тело неизвестно как отмывать, разве что большим количеством спирта — краска-то крепкая, едучая. С минуту мы довольно ошалело друг на друга "любовались"… Все, и военные, и гражданские, кто был в тот момент в центральном, затаили дыхание: что-то будет? Потом Вадим Леонидович, видно, выбрав наиболее рациональный путь решения проблемы, сказал мне: Галина, иди сейчас же передай начальнику 41-го цеха, чтобы маляров присылал с краской только в бидонах с герметичными крышками, а не с открытыми ведрами. И пошел мыться… Вообще его любили за справедливую строгость и военные, и гражданские. Настоящий был командир!

Уникальная стратегическая лодка, названная "Ленинец", стала родоначальником целого семейства отечественных подводных ракетоносцев стратегического назначения. Лодки проекта 667А и его модификаций стали самыми многочисленными в мире.

АПЛ К-137 "Ленинец" проекта 667А открыла серию атомоходов второго поколения, несших на борту 16 баллистических ракет и способных запускать их из-под воды. Мы называли этот проект "Навага", а американцы, обалдевшие от неожиданно высоких технических возможностей советских верфей, называли "Янки". Документальные источники — и российские (советские), и зарубежные — подтверждают: когда лодки этого проекта выходили в море (во всяком случае, в первые годы), весь американский флот поднимали по тревоге.

Только знаменитый северодвинский Севмаш за шесть лет построил 24 таких АПЛ. Головная подводная лодка, разработанная в ленинградском ЦКБ МТ "Рубин", стала родоначальницей "золотой" серии кораблей проектов 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ с более совершенными ракетными комплексами.

Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе Севмаша, всего завод построил 59 ракетоносцев этого семейства, постоянно совершенствуя технологию постройки, внедряя агрегатно-модульный метод монтажа оборудования, накапливая опыт проведения испытаний, без ложной скромности, оттачивая мастерство и профессионализм рабочих кадров. Корабли проекта 667 БДРМ, тот есть глубокая модификация проекта 667А, и ныне являются основой морской составляющей стратегических ядерных сил России.

Читайте также: Отряд советских АПЛ, перехитривший НАТО

А начинал все именно Леонид Березовский, и весь ВМФ СССР искренне поздравлял его с заслуженной наградой — присвоением звания Героя Советского Союза…

"Ленинец" Березовского и для экипажа стал школой мужества. 25 офицеров, служивших в разные годы на этой подлодке, впоследствии стали командирами кораблей. Почти двум десяткам присвоены адмиральские звания. За 27 лет напряженной боевой службы подводная лодка К-137 совершила 20 автономных походов. За этот период более двухсот человек были награждены государственными наградами. В 2004 году выведенная из состава флота "К-137" была утилизирована на предприятии "Звездочка" в Северодвинске.

И теперь скорбные цифры. При полной утилизации АПЛ "К-137" было извлечено лома металлов: более 3500 тонн стального (300 тонн нержавеющей, 1100 тонн маломагнитной, 1900 тонн без сорта); 322 тонны цветного; 50 тонн медного; 70 тонн латунного; 70 тонн бронзового; 30 тонн медно-никелевого; пять тонн алюминиевого лома. Вот и все, что осталось от некогда грозного ракетного подводного крейсера стратегического назначения. Впрочем, что это я?

Осталась еще и память. О "Ленинце", как родоначальнике целого семейства грозных субмарин, помнят не только в Северодвинске, но и во всей России. Помнят и его первого командира. А Вадим Леонидович Березовский после службы на легендарном "Ленинце" служил на различных командных должностях Северного флота.

В запас первый советский "стратегический" командир ушел лишь в июле 1989 года и в октябре 1992 переехал на постоянное жительство в город Северодвинск, поближе к старшему сыну Леониду, инженеру-кораблестроителю, и внукам. Этот город стал для Вадима Леонидовича трамплином не только его геройской славы, но и признания литературного таланта. В последние годы он написал несколько интереснейших книг о подводном флоте: "По местам стоять, к всплытию", "Адмирал дает "добро"", "Держать глубину. Флотские были".

Хочется пожелать Вадиму Леонидовичу не только крепчайшего здоровья в его 83 года, но и творческих успехов. У Героя подводного флота все еще впереди!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить