Первую АПЛ приходилось латать подручными средствами

"Ленинский комсомол" сгубила пивная пробка

45 лет назад произошла первая и одна из самых крупных аварий на Военно-морском флоте СССР. 8 сентября 1967 года в результате аварии на первой советской атомной подлодке К-3 "Ленинский комсомол" погибли 39 человек. Ровно 20 лет причины аварии были жутко засекречены. Лишь сейчас, в сентябре 2012 года, специальная комиссия закончит расследование.

Прежде чем перейти непосредственно к аварии, давайте вспомним историю самой лодки, героической и многострадальной. "Ленинский комсомол", первоначально К-3 — это самая первая советская (и третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии.

Это единственная лодка проекта 627 — все последующие в серии строились по доработанному проекту 627А. Почетное название "Ленинский комсомол" субмарина наследовала от одноименной дизельной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это К-3 носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы К-3 была переклассифицирована из крейсерской в большую.

Читайте также: Российскую субмарину утопили деньги Запада?

Лодка была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске на заводе 402 (ныне "Севмаш"), заводской номер 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан первого ранга Леонид Осипенко.

Реакторы были пущены в сентябре 1957 года, лодка была спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, а 17 декабря 1958 года была принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.

В 1961 году лодка несла первую боевую службу в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории советского ВМФ она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса.

Под командованием Льва Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота К-3 всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля водрузил недалеко от полюса флаг СССР.

Возвращающуюся на базу в Йоканьге (Гремиха) лодку на пирсе встречали самолично Никита Хрущев и министр обороны Родион Малиновский. Всему руководству легендарного, первого в истории похода на Полюс присвоят звания героя Советского Союза. А весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями. Такой "звездопад" в советском, да и российском подводном флоте больше не повторялся.

Но были и свои сложности. Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она постоянно требовала ремонта, доделок и переделок, что скрывалось под словами "опытная эксплуатация".

В первые годы службы и во время похода на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивал, в том числе, и весьма квалифицированный экипаж, способный выполнять сложные ремонты самостоятельно.

Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов. По этой причине повышенное облучение экипажа не было редкостью и считалось неизбежным злом.

8 сентября 1967 года произошел пожар в первом и втором отсеках во время боевого дежурства в Норвежском море, погибло 39 человек. Лодка самостоятельно вернулась на базу. Вероятной причиной аварии была несанкционированная замена уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Возникла утечка, вытекшая гидравлическая жидкость не была собрана полностью, ее остатки воспламенились…

Агентство "Балтинфо" приводит мнение бывшего тогда помощником командира лодки Александра Лескова: глубинная причина аварии была в том, что после похода к полюсу в 1962 году экипаж "Ленинского комсомола" выполнял в основном представительские функции на бесчисленных комсомольских и партийных съездах. Три года лодка не выходила на боевые дежурства, и уровень подготовки экипажа заметно упал — из боевой команда стала "образцово-показательной", "звездной". И первоначально в трагедии обвинили самих моряков.

Обстоятельства пожара и действия экипажа во время аварии долгое время были засекречены, официальная версия событий 8 сентября не соответствовала реальности, с оставшихся в живых подводников была взята подписка о неразглашении обстоятельств произошедшего сроком на несколько десятков лет.

И вот, в конце сентября 2012 года экспертная комиссия должна поставить точку в деле о трагической гибели подводников первой атомной советской подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол".

Читайте также: Под "Арктикой" гуляла подлодка

"В балластовой цистерне была установлена нештатная прокладка от… пивной бутылки. Естественно она отлетела, гидравлика просочилась под давлением в 100 атмосфер и в распыленном состояние попала на фонарь освещения, у которого был разбит предохранительный колпак. Сразу произошло воспламенение", — раскрыл прессе подробности трагедии бывший помощник командира АПЛ К-3

"Следствие путем фальсификаций документов якобы установило, что матрос забрался в один из отсеков и закурил, но ведь это не так!", — рассказал Лесков на пресс-конференции. Лишь спустя 50 с лишним лет удалось выяснить, что причиной аварии стал техногенный фактор, а не человеческий…

По словам Лескова, 30 сентября 2012 года пройдет заседание экспертного совета при главкоме ВМФ, который поставит точку в этой истории. После этого 39 погибших подводников должны быть представлены к государственным наградам…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе