Трагедия со штурмовиком Су-25 в Краснодарском крае

Отличные парни отличной страны

Новые рыночно-либеральные времена принесли новые идеалы и жизненные ценности. Но все же, несмотря на откровенный цинизм и агрессивный эгоизм последних десятилетий, понятия самопожертвования, благородства и офицерской чести не исчезли. Об этом свидетельствует недавняя трагедия со штурмовиком Су-25 в одной из летных частей в Краснодарском крае.

Во время полета штурмовик СУ-25 по неизвестной причине начал падать. 32-летний пилот Алексей Назаров увел аварийную машину от населенного пункта, но сам погиб — малая высота не позволила полностью сработать системе катапультирования…

Читайте новости: Су-25 рухнул на Кубани: пилот погиб

Сейчас на Кубани выясняют обстоятельства этого трагического крушения Су-25 (летчики называют его "Грач"), разбившегося в ходе учебно-тренировочного полета. По предварительным выводам специально созданной комиссии, причиной аварии стала нештатная ситуация. Комиссия пришла также к выводу, что 32-летний пилот Алексей Назаров все-таки имел возможность катапультироваться заранее, до снижения самолета до критической высоты, но не сделал этого, так как вручную, фактически без приборов, уводил падающий самолет от крупного населенного пункта — станицы Новоминской в Староминском районе.

Катапультирование на сверхмалой высоте, когда СУ-25 уже почти врезался в землю под углом, и привело к его гибели. Есть и такой вывод: если бы пилот катапультировался секундами раньше, то падающий самолет мог бы задеть жилые строения, находящиеся поблизости. По сути, он совершил подвиг. Об этом сейчас заявляют в первую очередь военные руководители авиации, которым хорошо знакомо, что такое падение самолета под сверхкритическими углами атаки.

Сейчас полеты Су-25 приостановлены не только на авиабазе Приморско-Ахтарска, куда самолет не вернулся, но и во всем Южном военном округе, вплоть до полного выяснения причин катастрофы. Найдены черные ящики разбившегося реактивного штурмовика, возможно, расшифровка их данных даст более полную картину катастрофы.

Почему остановлены полеты всех самолетов этого типа, сконструированного еще в 70-е годы прошлого века и успевшего показать свои боевые качества в Афганистане? Да просто это уже не первое подобное происшествие. 6 августа 2010 года штурмовик Су-25 разбился в Забайкальском крае, экипаж катапультировался. 3 февраля 2011 года в Закавказье упал Су-25 ВВС Азербайджана, два пилота успели вовремя катапультироваться. 12 июня 2012 года под Гродно потерпел катастрофу Су-25 ВВС Белоруссии, пилот погиб.

В данной ситуации главное выяснить, как бы это цинично не звучало, не причину гибели пилота, а то, почему сам самолет так неожиданно повел себя нештатно. Военные утверждают, что никаких тревожных сигналов с самолета руководитель полетов не получал. И только за миг до катастрофы в эфире прозвучало: "Я катапультируюсь". И все…

Как уже сообщала "Правда.Ру", связь с бортом была потеряна во время выполнения самого обычного планового учебно-тренировочного полета. Офицеру предстояло отработать несколько упражнений в пилотажной зоне в темное время суток и в сложных метеорологических условиях.

Самолет неожиданно пропал с экранов радаров в 20:17 по Москве. И уже через 45 минут обломки фюзеляжа нашли в 49 километрах от базы в окрестностях хутора Ударный, без кресла пилота. Это давало надежду на то, что ему удалось катапультироваться и спастись, но позже было найдено и тело погибшего летчика…

Есть версия, что пилот пытался посадить самолет прямо на грунт, на кукурузное поле. В принципе Су-25 может приземляться на грунт даже без выпуска шасси — такие случаи в практике военной авиации были. Но кукурузное поле размокло от осенних дождей, и вряд ли такой маневр удался бы. И самолет врезался в землю под углом. От такого удара летчика не смогло спасти даже супернадежное катапультное кресло "К-36".

Стоит напомнить, что на авиасалоне Ле Бурже в 1999 году именно эта катапультная система спасла жизнь летчику-испытателю Анатолию Квочуру. Когда его МиГ-29 начал падать, пилот покинул машину только практически у самой земли да еще "отстрелился" по наклонной траектории. И, несмотря на критическую ситуацию, остался живым. Правда, ситуация, в которой оказался капитан Алексей Назаров, была еще более критической…

Это уже не первый за последнее время случай, когда летчики, рискуя собственной жизнью, уводили падающие машины от большого скопления людей и жилых кварталов. Стоит вспомнить случай, когда в 2009 году в Жуковском командир легендарной пилотажной группы "Русские витязи" Игорь Ткаченко до последнего мгновения оттягивал момент катапультирования, чтобы самолет не врезался в толпу. И пилоты упавшего пять лет назад в Перми самолета "Боинг" чудом дотянули самолет до нежилого сектора. И у всех у них были буквально считанные мгновения на принятие решения, ценой которого оказывалась собственная жизнь.

Но хватит о "технических" подробностях. Ситуация гораздо глубже — это не просто катастрофа, это очередное свидетельство героизма русских военных летчиков. Капитану Алексею Назарову было 32 года. Он любил жизнь. Он родился и вырос совсем неподалеку от места своей героической гибели, в небольшом селе Ейского района Краснодарского края. Как пишет местная пресса, его товарищи и родственники говорят, что он с детства мечтал о небе.

У 32-летнего Алексея Назарова осталась жена Екатерина и семилетняя дочь София. Сейчас они вместе с родителями капитана — Натальей и Анатолием Назаровыми находятся в Приморско-Ахтарске. Отец Алексея — водитель в местной агрофирме, мама — домохозяйка. Есть еще младшая сестра Светлана, ей 28 лет. Совершенно обычный русский парень, совершенно обычная семья. Впрочем, о чем это я? Нужно так: совершенно обычный русский герой.

Пока писал этот материал, в голове все время звучала известная песня о летчиках, где есть такие строки: "Отличные парни отличной страны…". Эта песня была написана в честь советских лётчиков Юрия Янова и Бориса Капустина, которые в апреле 1966 года ценой собственных жизней спасли тысячи мирных жителей Берлина. Летчики прекрасно понимали: если бросить управление самолетом, то от взрыва на земле десятков тонн горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей… Спасительные метры высоты для катапультирования пропали — и погибли они.

Я не знаю, напишут ли песню о героическом пилоте Алексее Назарове. Но в том, что его будут помнить, я уверен.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 
Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить