Интервью с актером и литератором Владом Маленко

Влад Маленко: Смерть - это праздник

В гостях у "Правды.Ру" актер, режиссер, писатель Владислав Маленко. Он рассказал главному редактору Инне Новиковой о том, что думает о жизни, любви, Боге и других насущных вопросах. Влад, будучи творческом человеком, а значит, чувствующим этот мир иначе, тоньше, глубже, делится своим восприятием жизни и размышляет, как сделать эту жизнь счастливее.

— Разговор наш с вами будет, что говорится, за жизнь — о ее цели, смысле, о вечных ценностях. Я вчера с огромным интересом просматривала ваш сайт. Была приятно удивлена. Обычно сайт — это некая презентация, визитка. У вас же это просто сайт-откровение. Я понимаю, что, наверное, у его непосредственных создателей было техзадание. Но тем не менее сложно решиться так открыть душу перед аудиторией, пусть в данном случае и невидимой, а не как в театре. Вы сами по себе человек открытый?

— Я разный. И простодушный, и инфантильный где-то в чем-то. Человек пишущий, и пишущий стихи тем более (если после 20 лет человек пишет стихи -это уже диагноз), он должен, как ребенок реагировать на какие-то вещи. Иначе он будет немного… бобер из офиса.

— То есть вы сами не знаете открытый вы или не открытый? Вам просто хотелось рассказать людям о своих открытиях и все?

— Я иногда таким дураком бываю, неделовым, что сам себе потом дивлюсь. Думаю: "Зачем я это сказал?" Другой бы человек этого не сказал.

— Вы не боитесь перед людьми быть таким, какой вы есть, не боитесь показаться смешным, неправильным, неделовым.

— Я с некоторого времени вообще мало чего боюсь.

— Ну, вам еще не так много лет, чтобы мало чего боятся.

— Немного, но я мужик в таком — зрелом — возрасте. Бога боюсь, стыдно очень бывает. Ну какие-то фобии, страхи, как у творческого человека. Нервные окончания, сны, тайны — все это мне присуще.

— Вот вы на вашем сайте написали: "Цель жизни человека -это любить жизнь и пренебречь смертью". А что, по-вашему, любовь к жизни?

— Любить жизнь — это, как Юрий Шевчук говорит, есть жизнь большими ложками.

— Уметь радоваться простым вещам?

— Да, уметь радоваться малому. Великое вообще в малом. Это и есть любовь к жизни, это прям как любовь к женщине. Относится нужно к ней также, как хочешь, чтоб к тебе относились.

— А пренебречь смертью что такое?

— А смерти нет. Хотя если взглянуть немного под другим углом, то жизнь человека представляет собой цепь маленьких смертей. Вот, например, человек бросил курить. Он не просто бросил, он умер для курения. И когда я сам умер для курения, я стал более свободным. Это я один пример привел, а таких вещей тысячи. Как сказал Александр Сергеевич Пушкин, свобода там, где границы. Вот когда ты поставишь себе границы: кирпичики положил — все, дальше за них нельзя, — после этого ты становишься свободным. Все остальное — обман, подмена. Но если имеется в виду смерть как таковая, то ее, я считаю, не существует. Вот когда в монастыре умирает человек — это праздник.

— Ужас какой.

— Но это праздник не такой, как мы привыкли, не застолье. А внутреннее ощущение — человек отправился туда, где ему еще лучше. Великие святые иногда вырывали могилки и лежали там, или стояли на столбиках. Это, как вакцина. Ты ее принял и уже не заболеешь смертью. А художник в этом случае проводник и его задача в конечном итоге показать, что смерти нет. Это показал Александр Пушкин, Николай Гоголь, это сделал Федор Достоевский. А были художники, которые несмотря на свою одаренность не устояли, свалились в пропасть.

Читайте также: Успение Богородицы: смерть как праздник

— Как так свалились в пропасть? Ведь остались их творения.

— Остались, но…У Крылова есть басня. Умирает и попадает на тот светписатель. Он попадает в ад. Его окружают бандиты. Время идет. Минуло сто лет. С бандитов снимают оковы — Бог их прощает. А писателя не прощает. И тогда он воздевает руки и спрашивает: "Господи, а как же я?" А Бог ему отвечает: "А тебя еще читают".

Вот человек снялся в фильме, и 25 человек, взяв с него пример, пошли и начали стрелять в других. Потом, когда ты умрешь, тебе скажут: "А тебя еще смотрят". Вот его нет на свете, а ему очень тяжело и плохо.

— Вот вас еще читают. Но, правда, то, что вы пишите, несет заряд положительной энергии, созидательной, а не разрушительной.

— Меня только начинают читать. У меня был поздний старт, я с других дверей иду. Не через Макдональдс захожу, а через общение с людьми.

— А у вас есть какие-то встречи с читателями, поэтические вечера?

— В магазине "Библио-Глобус" можно купить мои книжки. На сайте общаюсь. Спасибо вам, что его похвалили. Vladmalenko. ru. А вот такая история недавно была: поехал мой друг в Ростов. Встретил там девушек, которые поступают на театральный. Он им говорит: "А у меня друг — актер. Его басни хотите?" А они ему: "А мы с ними и поступаем". А вот недавно на одном из вечеров, выходит на сцену человек и говорит: "У меня в программе: Пушкин, Маленко, Достоевский". Я в такой компании, конечно, оказался авансом. Я адекватный человек. Мне лучи не мешают в метро проходить.

А вообще возвращаясь к теме ответственности за свое творчество, то это, прямо скажем, жесткий очень вопрос. Если ты талантлив, то на тебя не 10 человек смотрит, а 110. А еще более талантлив, так и вообще весь миллион. Чем больше дар, тем больше с тебя спросится. Это все равно, что кредит взять.

Читайте также: Жизнь в кредит: где предел?

У меня есть такое стихотворение: "Я взял в аренду 80 лет". Сейчас я прочту. Это из цикла "Монологи середины". Имеется в виду середины жизни.

 

Я взял в аренду 80 лет,

Храню в кармане выданный билет.

И помню о двери с пометкой "Выход".

 

Когда поеду с ярмарки домой,

То ничего не буду брать с собой —

Оставлю на стекле горячий выдох.

 

Я белый лист, я оптика творца.

Так годы берегут черты лица,

Как я бегу от кухни слов горячих.

 

И на стекле небесном фронтовом,

Так детская рука рисует дом,

В котором жизнь свою от смерти прячет.

 

Мой верный путь — китайская стена.

Я против часовой.

Вокруг весна, и это все граница быта с чудом.

 

Свобода — слишком узкая тропа.

Осколки лет исследует стопа,

Вступая в бой души с телесным блудом.

 

Я выходил на станции "Любовь",

Для рифмы нет там слова, кроме "кровь".

Контузило. С утра вернулся в тамбур.

 

Но снова партизаня в том краю,

Я, как могу, судьбу свою крою,

Вдыхая жизни пушкинский октябрь.

 

Я вывел быть, перечеркнул иметь.

Пусть веселей звенит в кармане медь

И буквами наполнится страница.

 

Пусть образ сотворит на сцене шут

И на экране белый парашют не даст упасть,

Поможет приземлиться.

 

Пусть малое проявится в большом,

Храня мое отечество и дом.

Украсив жизнь поступками простыми.

 

Пусть творчество, как лошадь у воды,

Стоит в ночном у детской слободы

И ветер пьет очами золотыми.

 

Грызут луну волчата во дворах,

И прошлое раскуривают в прах.

Вот знаки препинанья в эпилоге

 

Культуры позолоченных веков.

Я теплых слов парное молоко

Им в блюдечке оставлю на пороге.

 

Пусть обнулятся счетчики побед и поражений.

Пушкинский завет о милости

Эпоха не состарит.

 

Мне 40 лет, владыка Александр,

Тобой наполнен жизни каждый кадр

И той, кого Господь подарит.

 

— То есть физическая жизнь ничто?

— Нет. Ну как же, физическая жизнь — это школа. Это очень важно. Я спросил одного человека-монаха: "Ну что там жизнь-то продолжается?". А он мне: "Там только все начинается".

— А как вы относитесь к новыми научным теориям о человеческом физическом бессмертии, криологии, которая утверждает, что мозг можно заморозить, потом разморозить?

— Все — от лукавого.

Читайте также: Вместо крематория… криоматорий?

— Я хочу вас процитировать: "Важно понять, с кем идешь в метро, едешь на БТРе в горах, летишь в самолете на другой материк, с кем молчишь в комнате, с кем общаешься в храме. Главное, с кем, даже если ты один. Только тогда становится ясна цель". И еще: "В силах человека постараться, чтобы жизнь его была не банальным существованием, чтобы она была необыкновенна".

— Первое чудо Господа Иисуса Христа было такое: он пришел на свадьбу, а там люди бедные были, и он превратил воду в вино. И все гости стали говорить: "Надо же, в конце обычно плохое подают, а тут такое вкусное, такое сладкое". Он из обычного сделал необычное. И это в силах каждого. Быть образом его и стараться делать из обычного необычное. Я всех к этому призываю.

— А что бы вы посоветовали нашим читателям?

— Я хотел бы всем посоветовать вспомнить, что жизнь земная заканчивается. Для кого-то быстро, кому-то чуть больше времени отпускается. И придет момент, когда надо надеть скафандр и — дальше.

— Дальше вниз или вверх?

— Когда скафандр надет, этот вопрос уже поздно решать. До надевания скафандра нужно эти вопросы обсудить для себя лично. И свое отношение к людям, и к своим земным делам. И когда ты обсудишь эти вопросы и наденешь скафандр, то тебя не утащат вниз.

А еще я бы хотел поделиться с вами премьерой.

Мы подготовили очень интересный проект, называется он "Басни Челло". Челло — это виолончель. Борислав Струлев, выдающийся русский музыкант, живет на два города — Нью-Йорк и Москва. Он с его виолончелью и ваш покорный слуга Влад Маленко со своими баснями соединились в некий маленький театрик. Сделали такой коктейль. И он может быть как театральным, так и телевизионным, киношным. Дорогие друзья, посмотрите, пожалуйста, первые наши ролики. Один из них называется "Нефть", а второй "Нож". Мне очень интересна ваша реакция, реакция тех, для кого это делалось. Потому что это продукт ручной сборки, это не штамповка.

— Я думаю, что наши читатели обязательно оценят этот проект, к тому же сейчас искреннего, не конвейерного искусства очень мало. Спасибо вам, Владислав, за искренность и открытость. И хоть вы так и не сумели определить, открытый вы или нет, на мой взгляд, вы очень откровенно отвечали на вопросы.

— Спасибо. Я старался.

Читайте вскоре в рубрике "Общество" интервью с Владиславом Маленко о творчестве.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *