Династия русских меховых королей Сорокоумовских

Русские меховые короли - роскошь и рок

Четыре года назад меховой фирме Сорокоумовских исполнилось бы 200 лет. Правда, за минувшее столетие о них в России мало что слышно. А вот пик популярности и расцвета торговли пришелся на 1909 год, когда торговый дом "Павелъ Сорокоумовскiй съ Сыновьями" праздновал свое столетие. После революции династия русских меховых королей канула в Лету.

Предки рода Сорокоумовских известны с 1646 года. В переписной книге древнего города Зарайска Рязанской губернии записан как "посадский человек Игнашко Анофриев сын Сорокоумовской с дитями: с Янкою 8-и лет да с Ивашком 5-и лет".

Потомственный зарайский купец Петр Ильич Сороумовский (1777-1853), обвенчавшись с Анной Семеновной Дерягиной из известной московской купеческой семьи, переехал в Первопрестольную. На Якиманке московский третьей гильдии купец выстроил сырейную и скорняжную мастерские и торговал своим меховым товаром в Китай-городе. Еще в 1818 году переулок, где жил Петр Ильич, стал называться Сорокоумовским (нынче Средне-Земский), позже появился 2-й Сорокоумовский переулок. К началу 1850-х годов ему уже принадлежали несколько магазинов в разных городах империи, ряды на Нижегородской и Ирбитской ярмарках и две мастерские, на базе которых позже образовалась первая в России меховая фабрика. К этому времени Петр Ильич вместе с семьей уже получили Потомственное Почетное гражданство.

После смерти П.И. Сорокоумовского меховую фирму унаследовали его сыновья: 38-летний Павел и 22-летний Дмитрий. В 1859 году братья, по обоюдному согласию, разделили отцовскую компанию. В том же году в дело вступил, получивший прекрасное европейское образование, старший сын Павла Петровича — 17-летний Петр Павлович. С его приходом Сорокоумовские стали выходить на международный рынок меха. Владевший четырьмя европейскими языками Петр Павлович подвинул в сторонку посредников — московские иностранные конторы.

Спустя еще десять лет Павел Петрович учредил торговый дом "Павел Сорокоумовский с сыновьями". Торговый дом имел отделения в Харькове, Киеве, Одессе, Саратове, Ростове-на-Дону и в Варшаве. В Москве один из магазинов находился на Красной площади в Верхних торговых рядах, другой — на Ильинке, третий — на Кузнецком мосту. Павильон Сорокоумовских на Нижегородской ярмарке посещали три последних российских императора и члены царственной семьи. Горький в романе "Жизнь Клима Самгина" описывал "изумительной красоты меха Сорокоумовского среди экспонатов Всероссийской художественной выставки в Нижнем Новгороде". Аукционы в Лондоне и ярмарки в Лейпциге — тогдашнем мировом центре меховой торговли — приносили ежегодный оборот около 40 млн немецких марок.

Читайте также: Династии: богатство — результат интуиции

Как-то Петр Павлович предложил за шкурку горностая на пятьдесят копеек меньше своих конкурентов и благодаря этому выиграл конкурс на поставку мехов для пошива царских мантий к церемонии коронации императора Николая II, которая состоялась 14 мая 1896 года. Одна горностаевая шкурка обошлась последнему Романову на престоле в рубль двадцать пять копеек при средней закупочной цене на меховой Ирбитской ярмарке полтора рубля. Всего на отделку трех мантий — для царя, его августейшей супруги Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны — пошла 2691 шкурка. Кроме этого, торговый дом Сорокоумовского поставил соболиный мех для реставрации шапки Мономаха. В 1899 году торговый дом Сорокоумовского был удостоен звания "Поставщик двора Его императорского Величества".

Известен был Петр Павлович и своей благотворительной деятельностью. Будучи председателем попечительского совета мещанских училищ, он пожертвовал в их пользу 30 тысяч рублей. Вместе с братом Иваном на Якиманке в 1880 году он выделил участок земли для постройки четырехэтажное здание вдовьего дома, в котором нашли приют около 250 человек. Крупный взнос Петр Павлович сделал на Алексеевскую больницу. Одну из больниц в московских Сокольниках местные жители и работающие там медики до сих пор зовут Сорокоумовской.

Брат Петра Павловича Павел Павлович Сорокоумовский был не только меценатом, передавшим, в частности, любимому своему композитору Рихарду Вагнеру крупную сумму для аренды зала в Байрете, но и финансировал экспедицию знаменитого "белого папуаса" Н. Н. Миклухо-Маклая и сопровождал ученого во время его поездок в Австралию, Индию, Сингапур.

Революционные события 1917 года застали Петра Павловича с семьей в Ницце, где он в 1922 году и скончался. Похоронили русского мехового короля на православном кладбище. Его сын, Николай Петрович Сорокоумовский, после третьего ареста был расстрелян в декабре 1937 года. Такая же участь постигла и старшего сына Николая Петровича, Александра, работавшего художником на киностудии "Мосфильм".

Читайте также: Династии: как богачи становятся меценатами

Через три месяца после гибели Александра у его жены родилась дочь, которую в честь бабушки назвали Марией. Заслуженная артистка России, солистка Московской государственной филармонии с 1963 года, арфистка Мария Александровна Сорокоумовская — последняя представительница династии по мужской линии. Господь не обделил талантами представительницу древнего купеческого рода — только дар ее в сфере искусства.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить