1 июня 1933 года началась история Северного флота России

Северный флот никогда не подведет!

Сегодня отмечает день рождения Северный флот, самый молодой из всех военных флотов России. Образован он был 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия. 11 мая 1937 года флотилия была преобразована во флот. Сегодня это самый мощный и многочисленный российский флот, его корабли находятся одновременно во всех океанах нашей планеты.

Сейчас основу Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. С 24 июня 2011 года им командует вице-адмирал Владимир Королев, который прослужил на Севере более 30 лет, он был тут командиром атомной подводной лодки.

Читайте также: "Калугу" выпустили на волю в Северодвинске

Но вернемся к истории самого молодого и самого мощного российского флота. В ней множество героических и удивительных страниц. Так, в 1938 году подводная лодка "Д-1" провела в море 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль. В 1938 году подводная лодка "Д-3" впервые в истории Военно-морского флота СССР осуществила подледное плавание, она 30 минут шла подо льдами.

Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией в 1939–1940 годах. Заняв порты Лиинахамари и Петсамо, силы флота отрезали страну Суоми от помощи с Запада, приходящей по морю, обеспечили перевозку личного состава и техники на приморском фланге, а также защитили свое побережье.

К началу Великой Отечественной Северный флот располагал 15-ю подводными лодками, восемью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми и других классов кораблями, его авиация насчитывала 116 боевых самолетов. Во время войны он утроил свое вооружение.

Северный флот во время ВОВ уничтожил больше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше миллиона тонн, около 1300 самолетов врага. Он обеспечил проводку 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения.

В боях Северный флот потерял три эсминца — "Стремительный", "Сокрушительный", "Деятельный", 23 подводные лодки, 16 сторожевых кораблей, 13 тральщиков, 12 торпедных катеров, три катера типа "большой морской охотник", 7 катеров "малый морской охотник", девять сторожевых катеров. Потери в личном составе составили 10 905 человек. На 20-летие Великой Победы Северный флот был награжден орденом Красного Знамени — вот почему в советское время его звали Краснознаменным.

В послевоенные годы флот активно развивался. В сентябре 1955 года впервые в мире в Белом море был произведен старт баллистической ракеты с подводной лодки. А 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой отечественной атомной подводной лодке "К-3", впоследствии получившей наименование "Ленинский комсомол".

10 апреля 1959 года АПЛ "К-3" вступила в состав Северного флота. 23 июля 1959 года первому командиру первой атомной подводной лодки "Ленинский комсомол", капитану 1-го ранга Леониду Осипенко присвоили звание героя Советского Союза. Это награждение стало первым среди подводников Северного флота после Великой Отечественной. В 1966 году отряд подводных лодок Северного флота совершил групповое кругосветное плавание, пройдя без единого всплытия 25 тысяч миль.

Сейчас Северный флот вошел в состав созданного Западного военного округа. Основное место базирования флота — город и порт Североморск Мурманской области. Его флагман — тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий". Кстати, Северный флот — единственный в мире, в составе которого есть атомные надводные корабли. В составе сил флота также единственный в России тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" и полк палубной авиации.

Ну и в заключение — традиционная военно-морская байка, коих история героического Северного флота хранит немерено. Итак, конец славных 70-х. Заполярная база подводников Гаджиево готовится к празднику чисто по-военному, то есть нервно, суетно и с отвращением.

Взмокшие замполиты мечутся от штаба флотилии к своим кораблям, как заклинание бубня меткую поговорку: "Военному праздник — что свадьба кобыле: голова в бубенцах, а задница в мыле". Ажиотаж объясняется просто: в богом забытый поселок подводников должны приехать звездные по тем временам супруги Александра Пахмутова и Николай Добронравов, авторы знаменитой песни про подводников "Усталая подлодка". И, кроме выступления в Доме офицеров, посетят одну из АПЛ. Какую — непонятно. Потому и мандраж.

Выбор пал на новенький атомоход, всего пару месяцев назад пришедший из Северодвинска. Экипаж, находящийся в состоянии перманентного организационного периода после северодвинской расслабухи, завыл от отчаяния. Что такое гаджиевский оргпериод, знает каждый подводник. Рабочий день "от нуля до нуля", сход на берег разрешен только командиру — а тут еще композиторы, принесла их нелегкая! С ними обязательно шишка из штаба флота пожалует. Кранты…

Дежурный по кораблю был заинструктирован озверевшим старпомом вусмерть. О перемещениях по лодке композиторов докладывать чуть ли не оперативному флотилии, держать морду самоваром и вообще — чтобы был "весь начищен и наглажен, к заду пистолет прилажен".

Наконец — едут! Авторы любимой песни подводников оказались на диких зверей не похожи. Маленькая Пахмутова, предусмотрительно одетая в брюки, спустилась по трапу в центральный пост АПЛ довольно ловко. Высокий Добронравов немного застопорился, но тоже умудрился спуститься живым. Высоких сопровождающих чинов не обнаружилось. Подводники оттаяли, оживились и даже искренне обрадовались. Супружеский дуплет стал кумиром всего экипажа, еще даже не успев покинуть центральный. А уж когда экскурсировал по отсекам, подводники просто таяли от счастья.

Старпом, проводив таланты из центрального, побежал в жилой пятый "бис" отсек проверять духовитость свежеиспеченного поросенка. Уходя, свирепо глянул на дежурного по кораблю: мол, если не предупредишь по "Каштану" (корабельная система громкоговорящей связи) кают-компанию о приближении гостей, то… И показал гиреобразный кулак. Лучше бы он этого не делал!

Обалдевший дежурный гостей возненавидел. Губы его исказила гримаса, чем-то похожая на дулю. Он шептал про себя какой-то десятиотсечный мат. И когда настала пора предупреждать кают-компанию о приближении ненавистных ему особ, роковая злоба подтолкнула его перепутать тумблеры "Каштана" и включить общекорабельный циркуляр. По всем отсекам раздалось гневное: "Пятый "бис", центральный! Идут уже эти ваши…". Дабы не убивать читателя наповал сложностью выражений, скрывающихся за многоточием, поставим точку.

Читайте также: Северный полюс штурмовали всем СССР

Через час экипаж прощался на пирсе с полюбившимися им супругами. Встреча в кают-компании прошла на ура, офицеры спели "Усталую подлодку" вместе с ее авторами на подъеме, жареный поросенок был великолепен. Командир и старпом, усаживая чету в черную "Волгу" на причале, вдруг начали наспех извиняться: мол, дежурного накажем, не таите зла и так далее.

Пахмутова и Добронравов пораженно застыли, абсолютно не поняв, о чем речь. После наводящих вопросов командира стало ясно, что они приняли крик души дежурного за обычную корабельную команду. Ну, а то что она с матюгами — так подводники же народ героический. Как без этого!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе