Отцы-пустынники - святые мужья

Мистики в реалиях: Отцы-пустынники

Начиная с IV века, бежавшие от суетного мира отшельники превратились в идеал монашеской жизни. Это произошло, когда христианство стало стержнем Римской империи. Многие христиане уходили в скит, чтобы вести жизнь, полную самоотречения, усмирения плоти и созерцания. Эта духовность легла в основу византийского исихазма и православного мистицизма.

За исключением Павла Фивейского, который бежал на побережье Красного моря, все другие монахи жили в примыкавшей к Нилу пустыне или недалеко от обитаемых районов. Позже некоторые из них ушли в глубь пустыни. Примерно в 313 году преподобный Антоний, прожив около десяти лет в гробовой пещере неподалеку от родного селения, решил укрыться в заброшенном укреплении в каменистой пустыне. Примерно в это же время одного богатого юношу, сироту, дядя принуждал вступить в брак. В первую брачную ночь муж по имени Амун предложил жене посвятить Господу свое целомудрие. Они прожили вместе 18 лет, будучи совершенно девственными. По настоянию супруги Амун, который занимался изготовлением средств для бальзамирования, ушел в пустыню, где выстроил себе келью. В этой же пустыне обитал и бывший погонщик верблюдов Макарий, аскет и клирик, он удалился в скит, желая избежать тщеславия. Теперь мы знаем эту троицу, как Антония Великого, Амуна Нитрийского и Макария Великого или Египетского.

У Отцов-пустынников очень много общего, поэтому нет необходимости выделять кого-то одного из них. Кроме того, жанр агиографий (изучение жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости) не подразумевает описание индивидуальности конкретного человека. Жития святых написаны, так сказать, под копирку. Конечно, нет правил без исключений и некоторые источники лишены типичных для агиографий клише. Все трое анахоретов вели целомудренную жизнь еще до своего ухода в пустыню. Всем им отправиться в пустыню посоветовал "голос свыше". Они преследовали цель "бегать людей", не показываться в городах и поселениях, уйти подальше от человеческого жилья. Пустыня — это и необитамое место и место непригодное для проживания человека. Как выразился авва Авраам: "Всем удовольствиям мира мы предпочитаем страшную наготу этой глуши… скорбную грусть этих песков".

Читайте также: Мистики в реалиях: отшельница Рабия Басри

Первые пустынники не долго наслаждались полным уединением. К концу IV века в Нитрийской пустыне насчитывалось пять тысяч монахов, в Келлиях примерно 600 человек. Относительно Скита численность отшельников не приводится, но вскоре после смерти Антония Великого в 356 году авва Сисой решил, что там слишком много анахоретов и удалился на гору Кульзум.

Среди отшельников были люди, принадлежащие к разным социальным слоям. Довольно много образованных, но попадались и маргиналы. Главарь банды и расхититель гробниц Патермуфий своими злодеяниями снискал печальную известность. Однажды он задумал пробраться в дом к одной богобоязненной женщине. Спрятавшись на крыше, он вздремнул и увидел во сне некоего царя, который предлагал ему перейти от греха к добродетели. Очнувшись, бандит увидел подле себя хозяйку дома, показавшего Патермуфию дорогу к церкви. Священники научили его нескольким стихам из псалма, после чего он ушел в пустыню. Спустя три дня бывший разбойник вернулся, принял крещение и снова удалился в пустыню.

Более знаменитым в Скиту стал Моисей Эфиоп, называемый также Моисеем Скитским (по-славянски — Моисей Мурин). Он служил у одного чиновника, но за разврат и разбой был изгнан. Преследуемый за убийство, Моисей стал монахом. Когда к нему в келью, не зная с кем имеют дело, залезли четыре вора, Моисей связал их и отнес в церковь, чтобы священник решил их участь. Когда воришки поняли, что собирались ограбить самого Моисея, то также отреклись от мира. В Скиту подвизался еще один любознательный монах Аполлон. Будучи пастухом, он вспорол живот своей беременной жене, "чтобы посмотреть каким образом ребенок лежит во чреве". Остаток своей жизни, а прожил он без малого еще сорок лет, Аполлон посвятил молитве и больше ничем не занимался.

Читайте также: Мистики: голый философ Порфирий Иванов

Не следует думать, будто бы большинство монахов замаливало свои грехи тяжкие. Вовсе нет. Среди пустынножителей были настолько набожные люди, что один из них всю жизнь упрекал себя лишь за то, что, когда молоденьким пастушком пас стада, подобрал и съел фигу, украденную другими мальчишками. А другой монах пришел в Скит настолько молодым, что не подозревал о существовании женщин до тех пор, пока бес не показал ему ее во сне.

Кроме Отцов-пустынников были так называемые "Матери пустыни". Самая известная среди них — амма Сарра, пребывавшая 60 лет возле Нила. Однако ни одна из святых подвижниц не жила в пустыне. Присутствие представительницы слабого пола среди монахов — лишний повод для искушения. Жить одинокой женщине посреди пустыни, значит подвергать риску свою честь и жизнь. В некоторых источниках утверждалось, что незначительная часть монашек переодевалась в мужскую одежду, но насколько это соответствовало действительности, теперь трудно установить. Как правило, подобные истории служили назидательной цели. "Смотри, — говорил учитель своему ученику, — как даже женщины побеждают Сатану!".

Вопреки более позднему распространенному мнению, Отцы-пустынники не презирали женщин, даже падших. В источниках можно найти упонимание о том, что некий монах сожительствовал с женщиной и, когда она родила, велел своему ученику принести кувшин вина, чтобы отпраздновать такое событие. Но в основном, нам известно о чудесах, совершенных ради спасения женщин. Монахи-отшельники возвращали незрячим зрение, излечивали от гангрены, а авва Лонгин прикоснулся к груди женщины, чтобы избавить ее от рака грудной железы.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить