О жизни Пифагора известно больше легенд, чем доподлинных фактов

Великие мистики в реалиях: Пифагор

 

 

Знакомое со школьной скамьи имя Пифагор вызывает в памяти теорему да повторяемое несколькими поколениями учеников "пифагоровы штаны во все стороны равны". Пифагор, которого Эдуард Шюре отнес к "великим посвященным", сочетал в своей жизни научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни.

Большинство античных авторов считают Пифагора основателем тайного общества. Пифагорейцы ставили перед собой политические цели (в результате чего были разгромлены), а также проповедовали учение об освобождении и очищении души. Согласно этому учению, человеческая душа очищается и освобождается метемпсихозисом — мистическим переселением в другое тело.

Метемпсихозис, по Пифагору, выглядит так. Душа человека после смерти тела переселяется в бренное тело другого живого существа. Она претерпевает такую же череду переселений, пока не сможет вернуться на небеса. Это напоминает такие понятия восточной философии, как сансара, нирвана и мокша.

Кроме политики и мистики, Пифагор много занимался наукой. Античные источники называют Пифагора первым, кто ввел у эллинов меры веса. Он - один из первых в истории знаменитых вегетарианцев, отказавшегося от "мертвечинного мяса, от морской ласточки, чернохвостки, яиц, яйцеродных тварей и бобов".Отказ от бобов во много послужил причиной смерти знаменитого грека.

Читайте также: Математики хотят упразднить число Пи

Диоген Лаэртский выдал сразу несколько объяснений того, почему Пифагор советовал не есть бобы. По мнению отца метемпсихоза, "они подобны срамным членам или вратам Аида. То ли потому, что они одни — не коленчатые;то ли вредоносны;то ли подобны природе целокупности; то ли служат власти немногих (ибо ими бросают жребий). Не поднимать упавшего он велел, чтобы привыкать к сдержанности за едой, а может быть, потому что это указание на чью-то смерть. Ведь и Аристофан в "Героях" говорит, что упавшее принадлежит только героям. И вкушать того не вздумай, что упало со стола!" Из довольно путанного объяснения Лаэртского следует одно: Пифагор запретил есть бобы всем живым существам. Как людям, так и животным.

Рассказывали, что однажды Пифагор посоветовал одному пастуху отучить быка от зеленых бобов. В ответ на это пастух предложил самому Пифагору поговорить с быком, поскольку простой крестьянин не обучен бычьему языку. Пифагор долго что-то шептал на ухо скотине, которая впоследствии отказалась от бобов и дожила до глубокой старости при храме.

О научных заслугах Пифагора известно мало, поскольку позднее ему приписывали все созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вообще о жизни этого мистика больше сложено легенд, нежели передано реальных фактов.

Считается, что Пифагор родился в 570 году до н. э. на греческом острове Самос. Французский писатель Эдуард Шюре (Édouard Schuré) писал, что отец Пифагора был "сыном богатого самосского ювелира". Позднеантичный историк философии Диоген Лаэртский, который, вероятнее всего, жил в III веке н. э., утверждал, что отец Пифагора по имени Мнесарх был камнерезом. Античный философ-неоплатоник Порфирий (232/233 — 301/305 годы) упоминал, что тот был богатым купцом из сирийского Тира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год.

Мать Пифагора происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на острове Самос в Эгейском море. По одним источникам ее звали Парфениса, по другим — Партенида. Позднее муж переименовал ее в Пифаиду, потому что рождение ребенка предсказала Пифия в Дельфах.

Читайте также: Идеальная женщина по-математически

Имя Пифагор означает — "Тот, о ком объявила Пифия". Некоторые упоминают о двух старших братьях Пифагора по имени Евност и Тиррен."Он рос красивейшим из всех известных в истории людей и подобным богу, после смерти отца он стал самым почтенным и благоразумным, и, будучи еще юным, он удостаивался всяческого почтения и уважения со стороны старших. При встрече и беседе он располагал к себе всех. Кто бы ни взглянул на него, он всем казался удивительным, так что многие естественно утвердились во мнении, что он — сын бога".

"Он же, ободряемый такой репутацией, начатым с младенчества воспитанием и богоподобной внешностью, все больше стремился проявлять себя достойным этих преимуществ и держал себя в дисциплине религиозными обрядами, учеными занятиями и особым образом жизни. Благодаря спокойствию души и сдержанности в поведении все, что он говорил и делал, было полно спокойствия и неподражаемой безмятежности", — так описывает Пифагора ученик Порфирия, философ-неоплатоник Ямвлих. "Женщины сравнивали его с Зевсом, а молодые люди с Аполлоном гиперборейским", — добавляет Эдуард Шюре, цитируя своих предшественников—биографовПифагора.

В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы познать мудрость и научиться тайным знаниям у местных жрецов. Диоген и Порфирий сообщают, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящен в таинства, запретные для чужеземцев. Пифагор выучил египетский язык с его тремя азбуками — письменной, священной и символической (первая на них изображает обычный язык, а две другие — иносказательный и загадочный). Так греки называли демотическое, иератическое и иероглифическое письмо Древнего Египта.

В Египте Пифагор якобы прожил 22 года, пока его не увел в Вавилон персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 году до н. э. В вавилонском плену Пифагор пробыл 12 лет, общаясь с тамошними магами. В 56-летнем возрасте Пифагор вернулся на родину. Другие источники сообщают, что Пифагор, когда ему было 40 лет, покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата и отплыл в Италию. Доподлинно неизвестно, был ли Пифагор в Египте, Вавилоне и Финикии. Диоген Лаэртский со ссылкой на источник, который утверждал, что свое учение Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской, то есть почти что в родных местах.

Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в южно-италийском регионе Калабрия. Несмотря на то, что "Пифагор первый стал называть себя философом, не только придумав новое слово, но и прекрасно обучая тому, что оно обозначает" (Ямвлих. О пифагорейской жизни), его многочисленных адептов привлекала не только мистическая философия, но и проповедуемый им пифагорейский образ жизни, включавший здоровый аскетизм и строгую мораль.

Читайте также: В античных борделях убивали детей

Ученики Пифагора образовали некое подобие религиозного ордена, или братства посвященных, которое состояло из избранных единомышленников мирян. У красноречивого оратора, каковым был Пифагор, появлялось все больше сторонников и в других частях Италии, даже среди не греческого населения. Во время конфликта Кротона с городом Сибарис, который очевидно спровоцировали сибариты, Пифагор занял твердую позицию. Именно из-за него кротонцы в некоторых случаях отказывались выдавать сибаритам бежавших от расправы оппозиционеров. В 510 году до н. э. война закончилась уничтожением Сибариса.

У Пифагора была жена по имени Феано, сын Телавг и дочь Мня, по другой версии, сына звали Аримнест, а дочь — Аригнота.

У одного только Диогена Лаэртского описано несколько версии гибели Пифагора. По одной из них, он заседал со своими ближними, когда "кто-то из не допущенных в их общество, позавидовав, поджег этот дом (а иные уверяют, будто это сделали сами кротонцы, остерегаясь грозящей им тирании). Пифагора схватили, когда он выходил, — перед ним оказался огород, весь в бобах, и он остановился: "Лучше плен, чем потоптать их, — сказал он, — Лучше смерть, чем прослыть пустословом". Здесь его настигли и зарезали; здесь погибла и большая часть его учеников, человек до сорока; спаслись лишь немногие".

В других легендах утверждалось, что Пифагор умер беглецом в метапонтском святилище Муз, сорок дней ничего не евши. А может быть бежал в Метапонт и умер от голодания. Еще рассказывали, что во время войны между акрагантянами и сиракузянами, "Пифагор с ближними выступил во главе акрагантян, а когда началось бегство, он попытался обогнуть стороной бобовое поле и тут был убит сиракузянами; остальные же его ученики, человек до тридцати пяти, погибли при пожаре в Таренте, где они собирались выступить против государственных властей".

Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":

Великие мистики в реалиях: Новалис

Великие мистики в реалиях: Джон Донн

Великие мистики: Якоб Бёме

Великие мистики: Мейстер Экхарт

Великие мистики: Хуан де ла Крус

Мистики в реалиях: Хильдегарда

Великие мистики в реалиях: Эрик Хануссен

Великие мистики в реалиях: Вольф Мессинг

Великие мистики в реалиях: Тереза Авильская

Великие мистики в реалиях: Савва Сторожевский

Великие мистики в реалиях: Раймунд Луллий

Великие мистики в реалиях: доктор Фауст

Великие мистики в реалиях: Ангелус Силезиус

Великие мистики в реальности: Сен-Жермен

Мистики в реальности: Иоанн Кронштадский

Великие мистики в реалиях: Абэ-но Сэймэй

Великие мистики в реальности: Калиостро

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Темы жилье