Популярнейшая фотография Гитлера — подделка

Известная фотография, сделанная в Мюнхене на Одеонсплац 2 августа 1914 года, — скорее всего, фальшивка. Среди участников демонстрации, которые ратуют за объявление войны, находится человек, очень похожий на Адольфа Гитлера. Современные исследователи полагают, что фото, сыгравшее на руку нацистской пропаганде, возможно, подвергалось ретушированию. До недавнего времени этот фотоснимок многократно тиражировался в самых разных изданиях, посвященных истории Третьего рейха.

Однажды Адольф Гитлер зашел в мюнхенское фотоателье и случайно заметил там фотографию этой демонстрации на площади Одеонсплац. По воспоминаниям фотографа Генриха Хоффмана, шеф НСДАП при этом коротко бросил: "И меня тут можно увидеть, я тоже там был. Я стоял в этой части площади". После этих слов фюрера, признавался Хоффман, стали искать еще пять фотопластинок, сделанных в течение того памятного дня. Однако их так и не удалось обнаружить. Только через несколько недель снова появилась шестая фотопластинка, "собственно говоря, уже предназначенная для уничтожения", которую нежданно-негаданно нашел сам хозяин фотоателье Хоффман: "Не очень долго пришлось искать. Там стоял один человек, несомненно, это он. Челка ниспадает на лоб, лицо не может вводить в заблуждение. Это он".

Вплоть до сегодняшнего дня этой истории верили. Фотография будущего фюрера, который вместе с немецким народом выступает за вступление Германии в войну, миллионы раз публиковалась в газетах и журналах, в биографиях Гитлера и учебниках по истории. Нынешние исследователи поставили под сомнение подлинность фотоснимка. На увеличенном снимке нечеткого контура головы хорошо заметны знаменитые усики и челка. В каталоге к большой выставке "Гитлер и немцы", проходящей в Немецком историческом музее Берлина, в примечании к этой фотографии кратко написано: "Вероятно, этот снимок представляет собой фальшивку периода господства национал-социалистов".

 Также читайте: Гитлер не любил людей. Даже на картинах

Впервые сомнения в подлинности снимка появились у крупнейшего знатока Первой мировой войны историка из Дюссельдорфа Герда Крумайха (Gerd Krumeich). В течение многих лет он по крупицам собирал информацию об этой "символичной фотографии". Несколько раз историк выступал с небольшими публикациями на эту тему, указывая на то, что к подлинности этого снимка нужно относиться с некоторыми оговорками. Однако широкая общественность узнала об этом только из каталога к нынешней Берлинской выставке.

Фото: AP

Первые сомнения закрались в голову скептически настроенного исследователя по причине точного попадания этой фотографии в стратегию пропаганды НСДАП, несмотря на якобы произошедшую при публикации задержку. По версии Хоффмана, беседа с Гитлером произошла в его фотоателье в 1929 году. Однако в еженедельном журнале НСДАП "Иллюстрирте Беобахтер" ("Иллюстрированный наблюдатель") в 1930 году помещена другая фотография демонстрации на площади Одеонсплац, на которой Гитлера нет и в помине. Странно уже хотя бы потому, что основателем и главным фотографом этого иллюстрированного журнала был сам Хоффман. По какой причине партийный официоз припрятал и не опубликовал такую уникальную фотографию?

Лишь спустя почти два года, 12 марта 1932 года, фотография демонстрации с Гитлером впервые была опубликована в специальном приложении к "Illustrierte Beobachter", посвященного выборам президента Германии, которые должны были состояться на следующий день. Таким образом, сенсационное открытие совпало с политическими интересами.

Под фотографией находилась следующая надпись: "Адольф Гитлер — немецкийпатриот.Когда1августа1914годадесяткитысяч жителей Мюнхена, стоя на исторической земле перед залом Фельдхеррнхалле, внимали последним музыкальным аккордам, внезапно над площадью раздался национальный гимн Германии. Посреди массы со светящимися глазами стоял Адольф Гитлер". В тяжелой предвыборной борьбе противники Гитлера попрекали руководителя национал-социалистов уклонением от военной службы в австро-венгерской армии и ставили под сомнение его патриотизм. В этой ситуации фотография наилучшим способом подходила для стратегической пропаганды Гитлера.

Основываясь исключительно на подобных предположениях, историки пока еще остерегаются делать окончательный вывод о подлинности снимка. Обнаруженные Крумайхом в фотоархиве Хоффмана (хранится в Баварском государственном архиве) разные варианты фотографии, на которых характерная прядь волос Гитлера видна то четко, то нет, разумеется, подвергалась ретушированию. Кроме того, стеклянные фотопластинки с негативом этого фото до сих пор не обнаружены. Если негатив все-таки будет найден, только тогда можно будет с уверенностью говорить о подлинности фотоснимка.

Крумайх предпринимал поиск других фотографий этой демонстрации, которые искал в архивах, в старых газетах и книгах. Основной упор при этом он делал на фотографиях этого события, сделанных с другого ракурса, а также на фото Генриха Хоффмана, впервые опубликованное в 1915 году. Естественно, на нем отсутствовал как реальный, так и мнимый Гитлер.

Действительно, эта позже широко известная фотография стала популярной вскоре после прихода к власти нацистов. В 1934 году, в двадцатую годовщину начала мировой войны, "Фелькишер Беобахтер" перепечатал этот снимок, а в 1936 году вышла в свет пропагандистская брошюра "Адольф Гитлер. Человек и его народ". На обеих фотографиях демонстрации в поддержку войны фигура Гитлера отчетливо заметна. Под ними один и тот же заголовок "Человек среди масс".

— По-моему, здесь подлог становится очевидным, — утверждает историк Крумайх.

У Крумайха есть сторонники — например, эксперт по нацистской пропаганде Бернд Зеземан, который считает предположение своего коллеги вполне вероятным. В его недавно вышедшей книге "Национал-социализм и Первая мировая война" он пишет, что Крумайх "собрал несколько сильных доказательств, которые наводят на мысль о манипуляции".

И среди поколения более молодых историков версия Крумайха также находит отклик. Так, немецкий историк Томас Вебер, преподающий в шотландском университете Абердина, автор пока еще не вышедшей книги "Hitlers First War" ("Первая война Гитлера"), указывает на противоречия, не замеченные Крумайхом. Как сообщает "Вельт", просматривая короткометражный документальный фильм с эпизодами демонстрации, создается совсем иное впечатление, чем от известного снимка Хоффмана. Прежде всего, площадь Одеонсплац не была настолько переполнена людьми, как на фото. Трамваи продолжают движение в обычном режиме и не сбрасывают скорость, поскольку места предостаточно. Далее Вебер указывает на тот факт, что человек, отдаленно похожий на Гитлера, на несколько секунд появляется в кадре, но ближе к церкви Театинеркирхе, чем к объективу камеры.

— Это доказательство, что Хоффман манипулировал фотографией, чтобы передвинуть Гитлера на более заметную позицию, поскольку на кадрах видно, Гитлер занимает не центральное место, как на фотографии, — говорит историк Вебер.

В отличие от Сталина, по приказу которого на фотографиях либо появлялись, либо исчезали известные персонажи, в фотоателье Хоффмана подобным не занимались. Может быть, новые исследования опровергнут подобное утверждение.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *