Говорят, что алхимик Фламель умел делать золото и знал секрет вечной молодости

Мистики в реалиях: алхимик Никола Фламель

Во второй половине XIV столетия жил в Париже "книжный червь", который коллекционировал манускрипты и собирал всякую печатную продукцию. Алхимику Николе Фламелю мир обязан знанием о замечательной рукописи, которую он приобрел в букинистической лавке. К книге мы еще вернемся, а сначала давайте познакомимся с человеком, в руки которого она попала.

Биография Никола Фламеля (Nicolas Flamel), выходца из народной гущи, алхимика-самоучки без университетского образования, хорошо известна благодаря исследованиям Альберта Пуассона (Albert Poisson), который сам был алхимиком гораздо позже — накануне Первой мировой войны. К сожалению, автор биографии Фламеля (1893) безвременно скончался в возрасте всего 24-х лет. Однако его работа основана на аутентичных документах эпохи, и поэтому на нее всегда ссылаются все, кто пишет о Никола Фламеле.

Читайте также: Мистики в реалиях: Мишель Нострадамус

Самый знаменитый алхимик Средневековья, имя которого слышали даже те, кто никогда не интересовался историей алхимии, родился в Понтуазе (Pontoise) в 1330 году. Его родители были небогатыми горожанами, но сумели дать сыну (что в те времена было большой редкостью) хорошее образование. В Париже Никола изучал ремесло писаря, кроме того, умея рисовать, иллюстрировал свои манускрипты.

Серж Ютен (Serge Hutin), автор книги "Повседневная жизнь алхимиков в Средние века", утверждает: "Это не было чем-то сопоставимым с работой современного литератора, но представляло собой совокупность профессиональных занятий, предполагавших владение каллиграфическими навыками: составление и написание частных писем, ходатайств, актов гражданского состояния, а также требовавшая немалого терпения переписка целых манускриптов. Все эти виды работ в эпоху, когда во Французском королевстве большинство населения было неграмотно и когда книгопечатание еще не было изобретено, оказывалось неплохим источником дохода".

Работал Фламель в крохотной (два шага в ширину и два с половиной в длину) мастерской, прилепившейся к контрфорсам церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри (Saint Jacques de la Boucherie). После смерти алхимика это помещение сдавалось за весьма умеренную плату.

"Будущий алхимик женился еще совсем молодым человеком на женщине, перешагнувшей 40-летний рубеж и уже дважды овдовевшей — на госпоже Пернелле (Pernelle), которая хотя и имела кое-какое состояние, но весьма умеренное, — сообщает Серж Ютен. — Несмотря на разницу в возрасте супругов ("дважды вдова" была на 20 лет старше своего молодого мужа), их союз оказался исключительно счастливым".

Несмотря на самый мрачный период Столетней войны, коммерция переживала расцвет, и супруги приобрели дом на углу двух узких улочек — Мариво и Экривен (в переводе — Писарей). А название старинной улицы Мариво происходило от слова marivas, "небольшое болото", по причине заболоченности территории вблизи Сены. Напротив этого нового дома располагалась и новая просторная мастерская под вывеской с изображением цветка лилии.

Однажды у этого буржуа было видение, а может, и сон. В сиянии лучей ему явился ангел, державший книгу: "Фламель, взгляни на эту книгу, ты в ней ничего не поймешь — ни ты, ни кто-либо другой, но однажды ты увидишь в ней то, чего никто не смог там увидеть".

Сам не свой проснулся или очнулся Никола Фламель, а спустя некоторое время всего за два флорина приобрел у букиниста большую древнюю книгу в покрытой медью обложке. На нее были нанесены странные и причудливые буквы и символы, которые никто не мог прочесть. Скажите, ну чем не бальзаковский сюжет о шагреневой коже?

Сам Фламель свидетельствовал: "Тот, кто продал мне эту книгу, и сам не знал истиной ее цены, точно так же, как и я, когда покупал ее… Она была изготовлена не из пергамента или бумаги, как прочие книги, а, как мне показалось, из тонкой коры дерева. Ее обложка из мягкой кожи с выгравированными на ней старинными письменами и рисунками. Что до меня, то я думаю, что это был или греческий алфавит, или же буквы такого же древнего языка… На первой странице большими золотыми буквами было выведено: "Авраам еврей, князь, священник-левит, астролог и философ, обращает свое приветствие к народу иудейскому, рассеянному гневом Божьим по всей Галлии". Этот документ получил название "Книга Авраама Жида" (Livre d'Abraham le juif).

Французский историк Серж Ютен предполагает, что этим именем скрывался испанский каббалист из Толедо Авраам бен Эзра (1089-1167), которого христианские авторы знали под латинизированным именем Avenare, Avenarius или Abraham Judaeus (Авраам Жидовин). "Однако христианские авторы знали его главным образом как математика и астролога, не ведая о его занятиях каббалой и алхимией, — полагает Ютен. — Весьма вероятно, что таинственная книга являлась творением некоего парижского еврея, незадолго до того вынужденного отправиться в изгнание вместе со своими собратьями по вере".

Фламель поделился своей решимостью найти ключ к разгадке таинственной книги с Пернель. Супруги загорелись обоюдным желанием преуспеть на пути Великого Делания — так на языке алхимиков называют трансмутацию в золото. На протяжении 21 года Никола Фламель безуспешно проделывал различные алхимические опыты. "Наконец я дал обет Богу и святому Иакову Галисийскому, — признавался мэтр Фламель. — И решил обратиться за разъяснениями к раввину какой-нибудь испанской синагоги". Апостол Иаков считался небесным покровителем христианских алхимиков.

Знаток секретных и оккультных учений Мэнли П. Холл (Manly P. Hall) писал: "Никола Фламель провел много лет, изучая таинственную книгу. Он даже разрисовал стены своего дома картинами из книги, сделал множество копий картинок и показывал их многим ученым людям, с которыми заводил дружбу, но никто из них не мог объяснить ему значение символов. Наконец он решил спросить у адепта, или мудрого человека, и после многих странствий и поисков он встретил врача по имени мэтр Канш, или Мастер Санчес, который тут же заинтересовался диаграммами и попросил посмотреть на книгу. По дороге в Париж они разговорились, и врач объяснил ему многие принципы иероглифики, но по дороге Мастер заболел и умер.

Фламель похоронил его в Орлеане, но размышляя о той информации, которую получил от врача, он сумел с помощью своей жены разработать формулу превращения металлов в золото. Он с пребольшим успехом выполнял много раз подобные эксперименты. Незадолго до смерти он позволил изобразить некоторые из этих иероглифических фигур на арках церковного двора Церкви Невинных в Париже".

Впрочем, сначала Фламель добился осуществления трансмутации в серебро. Это так называемое Малое Делание произошло, по свидетельству самого Никола Фламеля, "в понедельник 17 января 1382 года около полудня в присутствии одной лишь Пернель". Великое Делание Фламель, опять-таки в присутствии Пернель, осуществил "25 апреля того же года, около пяти часов вечера". По его свидетельству ему удалось получить золото более высокого качества, нежели обычное. По столице французского королевства поползли слухи, что бывший писарь так разбогател, что начал тратить огромные суммы, и притом всегда без выгоды для себя. В 1407 году по приказу этого альтруиста построили дом, предназначенный для бедных пилигримов. Иногда поговаривали, что этими бедными странниками были останавливающиеся в Париже "делатели".

Читайте также: Мистики в реалиях: ал-Араби, учитель суфиев

Николя Фламеля похоронили в 1418 году, его супруга сошла в могилу еще раньше, но народная молва упорно твердила, что и он и его жена омолодились и под вымышленными именами бежали на Восток, а вместо них будто бы похоронили деревянных кукол. В мае 1818 года в Париже объявился незнакомец, обещавший за 300 тысяч золотых франков преподать полный курс герметической науки, овладев которой, ученики смогут производить драгоценный металл и откроют для себя секрет вечной молодости. Прежде чем в его дом ворвалась полиция — мужчина исчез. Конечно же, мы не утверждаем, что этот незнакомец был Фламель!

Читайте все материалы в серии "Мистики в реалиях"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *