Бренд по имени Гитлер возник не в одночасье и не вчера

Гитлер - "перпетуум мобиле" рекламы

Бренд по имени Гитлер возник не в одночасье и не вчера. Человечество наряду с положительными героями склонно мифологизировать и монстров. Те, кто использует имя Гитлера в качестве рекламы, не задумываются, сколько бед принес этот человек. Как ничтожество во всех смыслах слова могло занять столь важную нишу? Почему на нем кто-то зарабатывает деньги?

Не хочу обвинять создателей телесериала "Семнадцать мгновений весны", эти талантливейшие люди ни при чем. Не брошу камень в гениальную Лени Рифеншталь и никогда не стану ставить на вид фирме Hugo Boss, что она обшивала эсэсовцев. При всем уважении к вышеупомянутым, а также к полководцам прусской военной школы, но именно они создали вокруг Гитлера ореол чуть ли не святости. Во всяком случае, способствовали появлению на свет бренда по имени Hitler, который гарантирует интерес, а следственно, и продажи.

Кто или что способствует популярности культа Гитлера? Ответ далеко не однозначен.

Читайте также: Сын Гитлера воевал с нацистами?

Почти 30 лет назад автор этих строк столкнулся с интересом к фашизму (так в советской историографии аттестовали разные величины — и итальянский фашизм, и немецкий национал-социализм) в несколько оригинальном обрамлении. Товарищи постарше, узнав, что я изучаю немецкий язык, проявляли какой-то повышенный интерес к недавней истории и начинали взахлеб говорить о минувшей войне. Нет, гитлеровцев никто из них не жаловал. Они, безусловно, враги, с которыми разобрались наши отцы и деды. Был лишь голый интерес. И только. Вот только интерес был однобокий. К проигравшим, или, как их называла не только советская пропаганда, "вечно вчерашним".

В самой Германии по-прежнему живы мифы о Гитлере. Рядовой немец в комментариях на любую новость о временах Третьего рейха, с легкостью напишет: "А я думал, он только автобаны строил". Заметьте, как правило, в положительном контексте — не в концлагерях людей насмерть мучил, а что-то там строил.

Хотя мало-мальски образованному европейцу с младых ногтей внушают: автобаны в Германии существовали еще в 1921 году. Именно в том году в Берлине была открыта самая первая в мире первоклассная скоростная автодорога как для обычных, так и гоночных машин AVUS (Automobil-Verkehrs- und Übungs-Straße). В Италии подобные дороги стали строить не намного позже. Первую автостраду из Милана в Швейцарию проложили уже в 1923 году. К 1933 году, когда Гитлер стал рейхсканцлером Германии, отличные шоссе строились уже по всей стране.

Не нужно забывать, что северо-итальянский Милан чуть не стал Австрией (точнее, Австро-Венгрией), и там до сих пор уважают говорящих на немецком. На английском балакают и негры, итальянский тут каждая собака знает, а на немецком, по понятиям миланцев, глаголет только высшая раса.

Откуда впечатление, что автобаны появились при Гитлере? Это все умелая пропаганда, плюс безработные Веймарской республики именно при этом рейхсканцлере получали работу, в том числе и на строительстве автобанов. Такое с трудом забывается.

Читайте также: Европе напомнили о сговоре с Гитлером

Еще труднее забыть победы вермахта. Да, лучшая армия своего времени, но не непобедимая, и, главное, при чем тут Гитлер и нацисты? Это оружие, которое досталось им в наследство от прусского короля Фридриха Великого. Это целая школа и не одно поколение вышколенных офицеров. Кстати, офицерский корпус был самым главным политическим противником фюрера в самом "фатерланде", где не было движения Сопротивления, охватившего оккупированные немцами страны Европы и советских партизан.

Посмотрите на события 1944 года и, прежде всего, на операцию по устранению Гитлера "Валькирия". После неудачного покушения полковника фон Штауффенберга фюрер заочно похвалил Сталина за то, что тот лихо расправился со своими маршалами-заговорщиками.

Кроме главных преступлений гитлеровского режима против человечности, ему в вину следует поставить его революционность. Практически все ведущие историки нацизма и биографы Гитлера видят в фюрере революционера. А какой главный девиз любого революционного мальчиша-плохиша? Правильно: ломать — не строить. Не зря немецко-американский философ Эрих Фромм увидел в этой одиозной личности "клинический случай некрофилии".

Читайте также: Молотов, Риббентроп и исторические спекуляции

Мы не готовы видеть в Гитлере исключительно дьявольскую природу — это, кстати, одна из причин его "привлекательности" для недоумков. Вроде "черной мессы" как противовеса обычной христианской обедни. Как порой короля делает свита, так и Гитлера делает феноменом не его в целом примитивное окружение, а вся (за неимением лучшего слова) аура политической власти. Наверное, можно было бы добавить, что в этом ему помогла не столько его профессия революционера, сколько амплуа художника.

Конечно, он не мог, подобно поэту Шарлю Бодлеру, спросить во время светской беседы: "А вы пробовали мозги младенца? Очень вкусно, похоже на свежие орехи". Но в нем оставался неистребимый богемный дух мастера эпатажа. Не хочется лишний раз напоминать про "прокол" модельера Джона Гальяно, который в пьяном угаре ляпнул глупость про свою любовь к нацистам и ненависть к евреям. Все здравомыслящие люди понимают, в чем тут дело. Смеем вас уверить, если бы не табу о холокосте в некоторых странах Еврозоны и всяческих измышлений по поводу недавнего прошлого, таких бы эксцессов совсем не было.

Ни похвальба, ни ругательства в отношении геноссе Гитлера не изменят к нему отношения. Ни хорошего, ни негативного. Равно как и эта статья. Гитлер — это перпетуум мобиле для всяческой рекламы.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *