Волна детской жестокости захлестывает российские школы

Жестокость "цветов жизни" шокирует

На днях в Тюмени под стражу взята 15-летняя учащаяся школы №44, которая вместе со своим 14-летним напарником терроризировала собственных однокашников. Родители и дети целых два года жаловались и даже писали заявления в полицию. Однако расследование началось только в марте 2012 года после того, как история стала достоянием интернет-общественности.

Еще в 2010 году мама 12-летней девочки обратилась с заявлением в следственный отдел по Калининскому округу Тюмени, в котором сообщила, что двое несовершеннолетних подростков силой привели в квартиру ее дочь и несколько часов удерживали там с применением насилия. Однако дело по этому факту возбудили только в феврале 2012 года (пункты "а", "д" ч. 2 ст. 126 УК РФ — похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору в отношении заведомо несовершеннолетней).

Бандерша и ее 14-летний напарник, который сейчас находится под подпиской о невыезде, все это время избивали детей в школьном туалете, совершали сексуальное насилие над младшими школьниками, но почему-то подозрений у директора и учителей не вызывали.

Читайте также: Эпидемия жестокости у детей и подростков

Сообщения о детской жестокости и ее проявлениях в школах сегодня, увы, не удивляют. Эксперты подтверждают — школы захлестывает волна насилия: в последние годы ученики стали нападать на педагогов на 50 процентов чаще. Вспоминается недавний случай в городе Шелехово Иркутской области, когда четверо девятиклассников почти три месяца избивали 73-летнего преподавателя физкультуры. Учительница не жаловалась, так как просто не помнила об издевательствах — ее старческий склероз только раззадоривал мучителей. Отснятый видеоматериал школьники смонтировали и выложили в интернет. Директор всячески старалась замять это дело, однако когда ситуация стала достоянием общественности, родители бросились защищать своих чад: дескать, сама учительница, работающая в школе 53 года с самого момента ее основания, занималась рукоприкладством. Кстати, издевавшиеся над учительницей дети происходят из внешне благополучных семей.

Получается, что материальное благополучие далеко не гарантирует благополучия морального, и распространенное мнение, что на насилие детей толкает неблагополучная обстановка в семье, на самом деле ошибочно? Действительно, легко все списать на родителей, у которых нет ни желания, ни возможности заниматься воспитанием, и как следствие, нет желания доказывать, что их дети не преступники. А обсуждать тех, у кого есть средства, но нет морали, у нас как-то не принято.

Дети воспитаны, только на каких примерах и с какими интересами к жизни? Вот еще пара случаев. В Большемуртинском районе Красноярского края юноша избил 50-летнюю учительницу за то, что она не дала ему денег на алкоголь. В Муроме, на родине легендарного русского богатыря, пьяный 15-летний школьник-рецидивист "поздравил" женщину-ветерана Великой Отечественной войны грабежом и изнасилованием.

А что творится в детских домах? Воспитанники петербургской школы-интерната №51 Санкт-Петербурга воспитанники сняли на телефон ролик, в котором показано, как один из учеников раздевается, и выложили видео в сеть. В этой же школе недавно был изнасилован первоклассник. Администрация Центрального района города созвала комиссию, чтобы разобраться с нарушениями дисциплины, вот только как помочь пострадавшим детям? Что для их покалеченной психики объявленный директору выговор?

Читайте также: В Татарстане воспитанник детдома покончил с собой

Специалисты по детской психиатрии бьют тревогу и просят увеличить штат воспитателей и психологов. А чиновники поводов для этого интерната не видят: как же? Все, что могли, сделали, комиссию созвали, директора наказали, число сотрудников — в соответствии с нормами. Только какие они — нормы? Кем, когда и для кого писаны? О жестоких нравах в интернатах и детских домах известно давно, но в них ничего не меняется. Как ни печально, общеобразовательные школы все больше походят на них.

Шутка чебоксарских девятиклассников завершилась для учителя истории Андрея Заверника сломанным носом и сотрясением мозга. Ребята устроили из школы форменный зоопарк: раздевшись до трусов, в масках обезьян ворвались в класс во время урока. Когда педагог потребовал прекратить сомнительное развлечение, его просто послали. Учитель не внял — наказание последовало тут же: Андрей Григорьев его просто избил. И снова родители занимаются не воспитанием своих детей, а нападками на потерпевшего: на видео, дескать, есть момент, когда учитель держит мальчика за шею. Григорьев-старший говорит, что поступил бы на месте сына так же. На данный момент Григорьева и его "подельницу", снимавшую происходящее на видео, отчислили из школы, поставили на учет в полицию, а родителям выписали штраф в размере 1000 рублей. Интересно, сколько часов в больнице и какое лечение сможет позволить себе учитель на эту сумму?

На днях в Госдуме принялась обсуждать законопроект, направленный на борьбу с малолетними правонарушителями. Депутаты предлагают ввести уголовную ответственность и лишать свободы уже с 12-ти, а не с 14 лет за тяжкие и средней тяжести телесные повреждения, убийства, изнасилования, разбой, похищения, террористические преступления. Авторы законопроекта ссылаются на опыт зарубежных стран: дескать, во Франции за агрессивные выходки молодых людей старше 13 лет сажают в тюрьму на срок до шести месяцев, в Великобритании ответственность наступает с 10 лет, в США отчисляют уже из детских садов, а премьер-министр Японии предложил учителям не рассчитывать на полицейских, а вооружаться деревянными мечами.

Читайте также: Самбо приравняют к пулемету?

Сложно представить, каким человек, севший в 12 лет, выйдет на свободу после 10-летнего срока. Но вряд ли он станет добрее и лучше. Член Общественной палаты Дарья Милославская считает, что российская исправительная система вовсе не является исправительной, а посему сами родители и воспитатели должны быть более ответственными за детей. По словам адвоката Генриха Падвы, бороться с несовершеннолетней преступностью нужно, не не путем ужесточения наказания — "у нас люди и так не чувствуют чужой боли". Адвокат сравнивает обсуждаемый законопроект с "попытками истеричной борьбы", а нужен, по его мнению, вдумчивый подход к проблеме.

Только сколько еще времени власти будут думать, кнутом ли, пряником ли решать проблему детской жестокости? И почему нужен кто-то, кто решит за родителей, как воспитывать детей? Да и так ли обществу важны дети, когда миллионы людей вынуждены жить в режиме выживания? Какая уж тут мораль… Психологи и священники сходятся во мнении, что детям не хватает внимания, положительных примеров, а свободный доступ к информации дает простор простор не только для светлой мечты, но и для криминальных планов, и для извращенных фантазий. Вот и получается, что детей воспитывают не родители, а интернет, телевизор и современные фильмы, зачастую полные кровавых сцен. А родственники жалуются, что им некогда ограждать своих чад от сцен насилия, жестокости и порно.

Эксперты, анализируя иностранный опыт, твердят, что детская преступность — результат вседозволенности и потребительского отношения к жизни, характерных для развитых стран. Получается, Россия — развитая страна? Но о каком развитии можно говорить, когда ее показателем становится жестокость "цветов жизни"? Чем еще мы удивим мир?

Автор Марина Арапиди
Марина Арапиди — журналист, редактор, клинический психолог, сказкотерапевт *
Обсудить