Для женщин, испытывающих насилие в семье, работают кризисные центры

Женские "убежища" для жертв насилия

Каждая третья женщина в России подвергается насилию со стороны мужчины. Согласно исследованиям, у россиянки вероятность быть убитой своим партнером в 2,5 раза выше, чем у американки, и в пять раз выше, чем у жительницы Западной Европы. Для тех, кто решается выбраться из замкнутого круга побоев и унижений, работают кризисные центры, готовые помочь всем желающим.

Сотрудники кризисных центров — люди, которые знают, если не все, то почти все о причинах насилия в семье, о жертвах и их мучителях. В центры помощи жертвам насилия обращаются женщины, которые однажды решили, что жизнь пора менять, но пока не в силах осуществить это самостоятельно.

Анастасия Ермолаева работает в Нижегородском женском кризисном центре. Каждый год за помощью в центр обращаются около двух с половиной тысяч женщин. Стационара или, как говорят сами сотрудники — "убежища", в нижегородском центре нет, поэтому нуждающихся в "укрытии" здесь приютить не могут, зато оказывают любую другую помощь.

"Первый этап — звонок на телефон доверия, получение психологической поддержки. В дальнейшем мы можем пригласить женщину на консультацию к психологу и юристу, которые уже после встречи с ней вырабатывают план действий по разрешению ее ситуации. При необходимости юрист даже сопровождает женщину в суде. Часть женщин посещают группу поддержки для таких же, как и они, жертв насилия. Кроме того, центр оказывает и социальную помощь — предоставляет одежду, продукты, медикаменты пострадавшей и ее ребенку", — рассказывает Анастасия.

Группа поддержки — это, как правило, 10-12 женщин, переживающих в семье постоянные унижения и побои. Под руководством опытных психологов они в течение нескольких недель учатся "способу выживания". Психологи, проводящие с ними тренинг, прежде всего, стараются избавить их от чувства вины (распространенный миф: если муж бьет — значит, жена виновата), а также пробудить в них уважение к себе и чувство собственного достоинства.

Задача сотрудников — вооружить женщин информацией, прежде всего, юридической, поднять самооценку, помочь поверить в себя. Ведь долгое время мужья внушали им, что они ничто, ноль без палочки, пропадут без своих "благодетелей" и прочая, и прочая. Находясь долгое время в полной власти мужа — экономической, моральной, физической, женщина теряет уверенность в себе, становится одинокой, беспомощной. Она убеждена, что никто не может ей помочь, она никогда не найдет работу и т. д. И важно вывести ее из этого состояния.

На вопрос, почему женщины годами терпят издевательства и побои со стороны мужа или партнера, Ермолаева отвечает просто: "Им такая жизнь не кажется трагичной".

По словам Анастасии, жертвы домашнего насилия часто являются травмированными с самого детства. Если женщина выросла в семье, где были постоянные драки, то избиение со стороны собственного супруга не кажется ей чем-то из ряда вон выходящим. Более того, многие женщины подсознательно ищут себе партнера, который будет вести себя таким же образом.

Читайте также: Неповиновение мужу стоило афганке ушей и носа

"Под насилием подразумевается не только физическое насилие. Последнее, как правило, становится кульминацией, до этого женщины испытывают психологическое, экономическое и сексуальное насилие", — рассказывает сотрудница кризисного центра.

Что касается женщин, обратившихся за помощью, то, по словам Анастасии,они чаще все же доводят делодо конца. Признаться в своей проблеме, рассказать о ней — уже большой шаг. Правда, есть категория женщин, которые могут позвонить, поплакаться и на этом прекратить так и не начавшуюся борьбу. "Такие женщины боятся осуждения, им кажется, что это постыдно и неправильно, поэтому они продолжают жить прежней жизнью. Я убеждена, что это все последствия какой-то травмы", — говорит Ермолаева.

По ее словам, мнение о том, что насилие в семье — особенность исключительно "низших" слоев населения, в корне не верно: "На самом деле, все, что связано с насилием, происходит в любых слоях общества и не зависит от религиозности или дохода. К нам обращаются, как правило, люди из низших слоев населения и люди из так называемого среднего класса. Жены высокопоставленных людей обращаются редко. Им очень стыдно".

Альбина Марсельевна Ковальчук - заведующая дневным отделением центра "Спасение", который находится в подмосковных Химках. Несмотря на то, что "Спасение" считается женским кризисным центром, сюда обращаются люди с различными проблемами, и в помощи не отказывают никому. В отличие от нижегородского центра, в Химках есть свой стационар, который за год принимает около 40 человек. "Вот приходит к нам клиентка, ее встречает специалист по социальной работе, он выясняет, какая у нее проблема. Если приходит женщина и говорит: мне нужен психолог, ее сразу записывают к психологу. С какой бы проблемой к нам не обратились — одиночество, старение, детско-родительские отношения, мы всегда готовы помочь. Если говорит, что нужна помощь юриста — пожалуйста. Если человек нуждается в стационарном отделении, то он может жить в нем от двух недель до двух месяцев", — говорит сотрудница химкинского кризисного центра.

"В стационаре женщины живут своей обычной жизнью, плюс у них есть возможность прибегнуть к помощи психологов и юристов. Они живут свободно, к ним гости ходят", — рассказывает Альбина Марсельевна.

Читайте также: Домашняя война против женщин

По ее словам не существует какой-то общей точки кипения, дойдя до которой, женщина приходит в кризисный центр: у каждой свой предел. Ковальчук соглашается со своей коллегой из Нижнего Новгорода и в том, что насилие не "прерогатива" социально не защищенных слоев населения — обращаются в центр и люди из "низших" классов и кандидаты наук.

В "Спасение" обращаются и мужчины, правда их процент намного ниже. На 120-150 женщин в месяц приходится 10 мужчин. "Сильный пол" в стационар не селят, но оказывают психологическую помощь. По мнению Альбины Марсельевны такой разрыв, скорее, связан с тем, что мужчинам просто не свойственно жаловаться, им нужно быть сильными.

Интересно и отношение сотрудников химкинского центра к мужьям избитых женщин. "Мы очень сочувственно относимся к ним, потому что они свою агрессивность так выражают, по- другому не умеют, а женщина выражает ее по-другому и часто больнее. Ее муж, к сожалению, иначе реагировать не может", — рассказывает Ковальчук. По мнению Альбины Марсельевны, жертвы насилия со стороны мужей сами выбирают себе такого партнера: "Женщина сама выбирает такого мужа, и он ей такой и нужен. Она уходит от одного и находит другого такого же. Пока она сама себя не изменит, все так и будет продолжаться. Такие пары — два сапога на одну ногу".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *