Мона Лиза улыбалась даже вору

Зная об интересе воров всех мастей к произведениям искусства, владельцы музеев и стражи закона предпринимают беспрецедентные меры безопасности. Но у преступников на это находятся свои весомые козыри. Не случайно, по данным американского ФБР, из десяти самых громких похищений шедевров мирового значения к настоящему моменту раскрыто лишь четыре.

География десяти наиболее громких похищений произведений искусства за последние 40 лет весьма обширна — от Багдада до Бостона. Среди разыскиваемых шедевров — две картины Ван Гога, похищенные из музея в Амстердаме в 2002 году, а также шедевры Челлини, Караваджо, Сезанна, Ренуара, Рембрандта, Мане, уже упомянутого да Винчи, Эдварда Мунка и других знаменитых художников. Первое же место в рейтинге занимает беспрецедентное массовое ограбление музеев целой страны.

Замыкает "десятку" кража картины Леонардо да Винчи из замка Друмланриг в Шотландии, произошедшая в августе 2003 года. Полотно великого мастера "Мадонна с веретеном" стоимостью 50 миллионов долларов было похищено из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. В преступлении подозревали четырех мужчин, двое из которых проникли в замок под видом туристов и вынесли картину, а еще двое ждали воров на автомобиле возле замка. Это преступление раскрыто: картина была обнаружена в 2007 году, причем подозреваемых суд отпустил — за недоказанностью вины.

Девятое и восьмое места в рейтинге занимают кражи картин Сезанна и Винсента Ван Гога — из галереи в Оксфорде в 1999 году и музея Ван Гога в 2002-м соответственно. В первом случае вор воспользовался грохотом салютов в новогоднюю ночь, а во втором — гигантской лестницей. Многомиллионные шедевры так и не были найдены.

Седьмое место в списке крупнейших похищений произведений искусства занимает знаменитая кража скрипки Страдивари — из частной коллекции в Нью-Йорке в 1995 году. Инструмент, созданный великим итальянским мастером в 1727 году и оцениваемый в 3 миллиона долларов, был украден из квартиры скрипачки Эрики Морини. Следователи предположили, что это преступление было совершено на заказ — ибо продать скрипку Страдивари с аукциона невозможно.

Шестое место — связано с мафией. В октябре 1969 года два вора вошли в алтарь церкви Святого Лоренцо в Палермо и вырезали из рамы картину Караваджо "Рождество со святыми Франциском и Лоренцо". Эксперты оценили шедевр в 20 миллионов долларов. Полотно было обнаружено только в 2003 году — на сицилийской вилле главаря "коза ностра" Джерландо Альберти.

Читайте также: В львовской "краже века" замешаны работники музея?

Фото: AP

"Пятерку" в рейтинге открывает кража золотой скульптуры "Сальера" Бенвенутто Челлини. В мае 2003 года, рано утром, воры по стремянке проникли на второй этаж здания музея, расположенного в центре Вены, и, разбив стеклянный ящик, в котором хранилась скульптура, вынесли ее из музея. Стоимость похищенного шедевра была оценена страховщиками в 55 миллионов долларов. Однако на самом деле пропажа не имеет цены, поскольку является единственной сохранившейся золотой скульптурой знаменитого итальянского мастера.

Четвертое место занимает дерзкое похищение картин Эдварда Мунка "Мадонна" и "Крик" из музея в Осло, произошедшее 22 августа 2004 года. Вооруженные грабители ворвались в музей среди бела дня, когда там было полно посетителей, сорвали знаменитые полотна со стен, выбежали из здания, сели в черную Audi и скрылись. Возвращены картины были в 2006 году, а преступники арестованы и осуждены.

Третье место в рейтинге — за ограблением Национального музея Швеции в декабре 2000 года, в результате которого исчезлидве картины Ренуара и одна — Рембрандта. Трое мужчин вошли в музей в Стокгольме и, направив автомат на охрану, в течение нескольких минут методично вырезали из рам три картины общей стоимостью в 36 миллионов долларов — "Автопортрет" Рембрандта, а также "Юную парижанку" и "Разговор с садовником" Ренуара. Все шедевры были через несколько лет возвращены.

Второе место занимает кража из Национального музея антропологии в Мехико, произошедшая в декабре 1985 года. Вскрыв семь стеклянных ящиков с бесценными артефактами эпох майя и ацтеков, воры забрали более 140 редчайших произведений искусства, в т. ч. золотые украшения, вазы и скульптуры. Оценить ущерб, нанесенный музею, было чрезвычайно сложно: стоимость одной лишь вазы времен майя куратор музея оценил в сумму более 20 миллионов долларов. С тех пор удалось обнаружить и возвратить музею лишь индейскую погребальную маску.

Лидером же рейтинга до недавнего времени было непревзойденное по наглости и масштабам разграбление национальных музеев Ирака, начавшееся в марте-апреле 2003 года в ходе военного конфликта с участием США. Огромные коллекции ценностей времен древних Персии, Египта и Кувейта вывозились буквально на грузовиках — и сейчас, видимо, находятся в частных коллекциях за океаном.

Однако наиболее масштабное ограбление произошло в этом году. В ночь с 19 на 20 мая из парижского Музея современного искусства были похищены сразу пять картин выдающихся мастеров: Пикассо, Матисса, Модильяни, Брака и Леже. Преступники взломали замок железной ограды и вырезали стекло в окне, что позволило им беспрепятственно проникнуть в здание и так же спокойно покинуть его. По самым скромным подсчетам, стоимость похищенного оценена вполмиллиарда евро (около 615 миллионов долларов), и это сейчас является абсолютным рекордом.

Фото: AP

Читайте также: Охотники за антиквариатом: в Москве похищена коллекция старинного оружия

А вот уже история более старинная, но не менее интересная. Поскольку речь пойдет о "царице" шедевров. Итак, 21 августа 1911 года из Лувра исчезла картина Леонардо да Винчи "Портрет госпожи Лизы Джокондо", более известная всему миру как "Мона Лиза". Преступление было настолько громким, что по подозрению в его совершении был арестован известный поэт Гийом Аполлинер, впрочем, вскоре он был освобожден. "Под колпак" полиции угодил даже сам Пабло Пикассо, но и он оказался непричастен. Поиски картины были безуспешными.

Полотно великого Леонардо нашли только два года спустя в Италии. Помог раскрыть кражу… сам вор, бывший работник Лувра, итальянский мастер по зеркалам Винченцо Перуджа. Похититель отозвался на объявление в газете — он предложил продать "Джоконду" директору галереи Уффици. Несмотря на поимку преступника, цель похищения "Моны Лизы" так и не была выяснена однозначно.

Некоторые эксперты предполагали, что Перуджа собирался сделать несколько копий "Джоконды" и продать их коллекционерам, выдавая за оригинал. Возможно, итальянец считал, что возвращает картину на историческую родину — он был уверен в том, что французы во времена Наполеона I "похитили" бессмертное полотно. Вор, видимо, был не в курсе, что Леонардо сам привез картину во Францию…

Похитителя арестовали и посадили в тюрьму, а "Джоконда" после серии выставок в Италии в 1914 году с триумфом вернулась в Париж. Всё это время "Мона Лиза" не сходила с обложек газет и журналов по всему миру, а ее похищение газетчики окрестили "преступлением века". Именно после этой истории картина Леонардо стала признанным шедевром, а ее охрана была существенно усилена.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь".

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру