Суеверия помогают или мешают в охране окружающей среды

Поверия долгопятов спасли, а руконожек нет

Помогают ли суеверия местных жителей охранять редких животных, или, наоборот, мешают этому процессу? Однозначно ответить достаточно сложно. Иногда мешают, а иногда помогают. И если в первом случае с данными суевериями следует вести борьбу, то во втором — лучше оставить все, как есть. Поскольку это поможет сохранить исчезающие виды.

Методы охраны природы могут быть весьма разнообразны и порой, что и говорить, оригинальны. Тем не менее, все организации, занимающиеся этим благородным делом, сходятся в том, что без широкого вовлечения в процесс местных жителей вряд ли что-нибудь получится. Именно поэтому их члены проводят просветительскую деятельность среди населения, эффективность которой доказала еще деятельность Джеральда Даррелла (подробнее об этом читайте в статье "Секреты Джеральда Даррелла"). Однако иногда защитникам животных приходится не бороться с местными суевериями относительно животных или растений, а, наоборот, поощрять их.

Весьма показательным примером подобной стратегии может послужить история охраны долгопятов (Tarsius). В этот род древних и очаровательных приматов входит четыре вида: западный долгопят (T. bancanus), иначе называемый банканским, филиппинский долгопят (T. syrichta), восточный долгопят (T. spectrum), также известный как долгопят-приведение, и карликовый долгопят (T. pumilus). Данные зверьки распространены в тропических лесах Филиппин, а также на островах Суматра, Калимантан, Сулавеси и многих других островах индонезийского архипелага.

Раньше долгопятов относили к группе полуобезьян (Prosimiae) и считали родственниками африканских лемуров (Lemuriformes) и галаго (Galagonidae), а также азиатских лори (Loridae). Тем не менее, последние исследования их ДНК показали, что эти существа не имеют с ними ничего общего. Их ближайшие родственники — те, кого раньше называли настоящими обезьянами, а теперь относят к группе сухоносых обезьян (Haplorrhini), в то время как вышеупомянутые группы относятся к древним, или мокроносым обезьянам (Strepsirrhini). То есть, долгопят оказался куда ближе к нам с вами, чем, например, забавный кольцехвостый лемур (помните короля Джулиана из "Мадагаскара"?).

Фото: AP

Данные палеонтологии показывают, что долгопяты появились примерно 50 миллионов лет назад. Их предки обитали на востоке Евразии и в Северной Америке. Судя по всему, их образ жизни мало чем отличался от того, который ведут современные представители группы — эти маленькие подвижные зверьки жили в одиночку, парами или небольшими группами на деревьях, днем спали, а ночью охотились за насекомыми и мелкими позвоночными.

Читайте также: Кто не дает амурскому тигру жить?

Постепенно появившиеся позже различные древесные грызуны, насекомоядные птицы и более высокоразвитые приматы вытеснили робких, пугливых и, честно говоря, достаточно примитивных долгопятов с большей площади их прежнего ареала. Поэтому-то до нашего времени они сохранились только на тех островах, куда их конкуренты так и не смогли добраться. Так что к моменту заселения их человеком долгопят был уже достаточно редким зверем. Тем не менее, именно люди, как это ни странно, кое-где помогли ему сохраниться и даже увеличить численность.

Скорее всего, долгопяту помогла его весьма оригинальная внешность. Эти зверьки, длина тела которых всего-то 9-16 сантиметров (добавьте сюда еще 28-сантиметровый голый хвост), имеют длинные задние конечности, крупную, способную поворачиваться почти на 360 градусов голову, чрезвычайно длинные пальцы и крупные округлые и абсолютно лишенные шерсти уши. Все это делает долгопята похожим на какого-то сюрреалистического Чебурашку. Но самое заметное у этого примата — огромные глаза, больше двух сантиметров в диаметре. Так что, тот, кто встретится с ним ночью, в первую очередь увидит именно их (кстати, они еще светятся желтым светом).

Не удивительно, что, обладая столь незаурядным внешним видом, долгопят сразу же сделался объектом почитания многих местных племен. Некоторые племена, обитающие на Филлипинах, считают этих зверьков духами предков. Другие — домашними животными лесных богов. Соответственно, и в том и в другом случае обижать этих зверьков не рекомендуется — иначе сверхъестественные силы разгневаются не только на святотатца, но и на всех его родных и друзей.

Поэтому жители Филиппин не только не трогают долгопятов сами, но и наказывают туристов и браконьеров, пытающихся поймать этих милых и безобидных зверьков (которые, кстати, очень плохо переносят неволю, так как не терпят яркого света и громких звуков). Иногда дело доходит даже до убийства "черных звероловов" на месте преступления. Конечно, это не хорошо, однако, как ни крути, охране данного весьма редкого животного очень помогает. Так что за судьбу долгопятов, живущих рядом с теми, кто их боготворит, можно быть совершенно спокойными. Кстати, по данным американских зоологов, численность их в этих районах в последнее время значительно возросла.

 

 

Фото: AP

Однако в некоторых местах долгопятов, наоборот, побаиваются. Ряд индонезийских народов считает долгопята оборотнем, голова которого может отделяться от тела и нападать на людей (что-то вроде японского року-кубори). Однако и это способствует его охране — испуганные браконьеры и ловцы животных стараются не ходить в те места, где обитает этот примат. А кое-где на Филиппинах верят в то, что долго смотрящий в глаза человеку долгопят может наслать на него безумие. Самое интересное, что некая доля правды в этом суеверии, как ни странно, есть.

В 50-е года на Филиппинах случилась одна трагическая история. Солдат американских ВВС, базировавшихся там, как-то раз ночью заблудился в джунглях. Пробродив много часов по лесу, он прилег отдохнуть. Его пробуждение было кошмарным: прямо перед ним сидел призрак с оскаленным ртом и с двумя огненными шарами вместо глаз. Обезумевший от страха человек с криком бросился бежать напролом через чащу. Когда несчастного нашли, он без конца повторял одну фразу: "Эти глаза! Эти глаза!" После обследования пострадавшего стало ясно, что он сошел с ума (по другим данным, он вскоре после возвращения на базу умер от инфаркта).

Начальство данной военной базы, для того чтобы предотвратить повторение подобных инцидентов, обратилось за помощью к зоологам. Те, прибыв на место, организовали цикл лекций, в которых солдатам рассказали о том, кто такие долгопяты и почему не следует их бояться. Для того чтобы собрать наглядный материал в виде фильмов и фотографий, ученые провели в джунглях немало времени, в результате чего изучили образ жизни и все повадки филиппинских долгопятов. В результате это также помогло сотрудникам природоохранных организаций — ведь когда знаешь про животное все, охранять его куда легче. Так что, как видите, даже негативные суеверия помогают сохранить долгопятов от исчезновения (кстати, филиппинские долгопяты числятся в Международной "Красной книге" на "зеленых" листах, то есть их считают редкими, но не находящимися под угрозой вымирания видами).

К сожалению, суеверия местных жителей далеко не всегда являются "оберегом" для редких животных. Иногда бывает и обратная ситуация. Пример тому — печальная история преследования именно местными жителями весьма редкого лемура, которого зовут мадагаскарская руконожка, или айе-айе (Daubentonia madagascariensis). Внешний облик этого зверька известен многим — именно к данному виду принадлежит советник короля Джулиана Морис из мультфильма "Мадагаскар".

Фото: AP

Айе-айе обитают на севере Мадагаскара в горных или приречных лесах. Так же, как и долгопяты, они живут парами или в одиночестве, днем спят, а ночью лазают по деревьям в поисках насекомых. Интересно, что основная их пища — скрывающиеся под корой деревьев личинки, которых зверьки обнаруживают, выстукивая древесные стволы своим большим средним пальцем передних лапок. Им же они вынимают найденный корм.

Получается, что экологически они выполняют роль отсутствующих на острове дятлов, только вместо клюва используют свой, по мнению местного населения, "магический" палец. Так что айе-айе смело можно называть санитарами леса. Однако люди, живущие на Мадагаскаре, вовсе не уважают их за подобную деятельность (как мы — дятлов), а наоборот, весьма не любят. Поскольку считают, что руконожки являются духами смерти и любое их появление возле поселка приводит к гибели кого-нибудь из жителей.

Не удивительно, что раньше айе-айе истребляли всюду, где находили. Так бы и уничтожили всех, однако ученые и защитники животных вовремя вмешались. Сейчас на Мадагаскаре ведется широкомасштабная просветительская работа, в ходе которой жителям объясняется, что данные зверьки не только безвредны, а, наоборот, очень полезны. Кстати, у истоков этой деятельности стоял все тот же Джеральд Даррелл, который посетил Мадагаскар в начале 90-х годов прошлого столетия.

Его экспедиция отловила шесть айе-айе, которых перевезли в Джерсийский зоопарк, где они стали основателями многочисленной ныне резервной популяции данных редких животных. Однако во время работы по вылову зверьков, Даррелл и его помощники устраивали лекции для местных жителей, показывали им фильмы про руконожек и всячески убеждали их не убивать этих милых и забавных зверьков. После подобная пропаганда "безобидности айе-айе" была поддержана правительством острова. В итоге сейчас дела с руконожкой обстоят не так уж и плохо — к 1994 году, когда удалось остановить их истребление, в природе этих зверьков уже было около тысячи особей. И до сих пор их численность непрерывно растет (кроме того, в различных резервных популяциях в зоопарках и научных центрах насчитывается примерно 300 руконожек).

Читайте также: Магические ритуалы ведут к экологической катастрофе

Так что, как видите, суеверия иногда мешают охране природы, а иногда и помогают. И если в первом случае с ними следует вести борьбу, то во втором — лучше оставить все, как есть. Ведь это поможет редким животным избежать полного уничтожения…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

 

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *