"Плачущие" иконы: фокус или обыкновенное чудо?

Пока наука не может объяснить, как изображение иконы отпечатывается на стекле киота
Только в нынешнем году "Комсомолка" рассказала о десятках случаев мироточения, обновления икон. А исследованием этих явлений в стране официально занимаются всего пятеро ученых. Почему так мало? "Мы единомышленники, а не жэк, чтобы решать вопрос голосованием", — сурово отвечает профессор Павел Флоренский, один из членов Комиссии по описанию сведений о чудесных знамениях, происходящих в Русской православной церкви.

Он, как и четверо его коллег, человек верующий, но любопытный.

Жажда истины гонит светил науки по приходам, где встречают их по-разному. Прием одного подмосковного батюшки Флоренский вспоминает до сих пор. Настоятель появился с чашей святой воды и солидным кропилом.

И так душевно "освятил" визитеров, что здорово промочил костюмы.

Иконы не мироточат

В небольшой поселок Локтев под Брянском профессор Флоренский и его коллеги по комиссии добирались всю ночь.

- А что ж вы иконы не привезли? — удивились хозяева, глядя на пустые руки Павла Васильевича.

Сегодня в России известно по крайней мере три дома, где происходит необъяснимое массовое мироточение икон. Мироточат не только хозяйские иконы, но и те, что приносят с собой верующие, потрясенные чудом. Даже понятие такое появилось — "привезти икону на мироточение".

Под Брянском ученым выпал случай присутствовать во время появления благоуханного масла на поверхности иконы. Прежде им доводилось исследовать мироточащие иконы, но наблюдать сам процесс — никогда. Ставить эксперименты в храме никто не вправе, а в доме разрешили.

Хозяйка постелила на стол чистую скатерть, потом лист бумаги, сверху положила привезенные коллегами Флоренского иконы. Край одного листа случайно выскользнул из-под доски. Батюшка отслужил молебен. И тут хозяева попросили гостей выйти из комнаты: мол, негоже присутствовать при чуде.

- Мы вернулись через час. Все иконы, разложенные на столе, были покрыты капельками. Важный момент — маслом покрылся и лист бумаги, но лишь тот край, который выступал из-под образа, а часть листа, лежавшая под иконой, была чистой. Какой мы делаем вывод? — На минуту Флоренский замолкает. — Вещество появилось не изнутри, а сверху. В этом случае произошло не источение, а маслопоявление на иконе.

Можно, конечно, предположить, что масло конденсировалось на поверхности образа. Но физики — народ дотошный. Александр Московский тут же подсчитал, что высота столба насыщения должна быть 10 километров. Выше Эвереста! Я взял и провел пальцем по иконам, полагая, что, если процесс продолжается, капельки появятся снова. Не появились.

- Так что же произошло ?

- В данном случае произошел процесс маслоосаждения. Очень раздражает, что оно появилось не только на иконах. На столе лежала шариковая ручка, и она тоже покрылась маслом. Если процесс свят, то при чем здесь посторонние предметы? Вряд ли это и набрызг. Икона была с тремя мучениками, и масло оказалось лишь на ликах, контуре монастыря, но его не было на небе. Так не набрызгаешь.

- А что это за вещество ?

- Разные масла с икон, которые мы брали на анализ, по составу сродни подсолнечному или оливковому. Органические вещества настолько сложны, что в бутылках с одинаковым постным маслом все равно будет разное вещество. Поэтому не имеет значения, аналогичны ли друг другу взятые с икон масла. А святые ли они? Нет химического критерия святости. Но к миру эти масла не имеют никакого отношения. Миро — это абсолютная драгоценность. Оно варится на основе масла с добавлением благовоний лично Патриархом на специальном богослужении. И лишь раз в несколько лет. Потом в пузыречках рассылается по епархиям. Человека помазывают им один раз в жизни — при крещении. Поэтому термин "мироточение" - не верен в каждой части слова. Не точение, как мы наблюдали, и не миро.

Почему обновляются только "молодые" иконы?

Обновление икон — еще одно чудесное явление, которое сегодня происходит повсеместно. Суть его в том, что еле видимые или совсем утраченные краски вдруг полностью проступают во всей своей яркой красоте.

- Последний, несколько специфический, случай обновления иконы, который исследовала наша комиссия, произошел в Ярославской области. Отец Алексей шел в храм и по дороге в сугробе нашел абсолютно белую доску. Взял ее с собой и сунул в шкаф между книг. Через год вспомнил. Достает, а там лик проступил! По-моему, это уже чудо, что икона вернулась в храм.

- И как появился рисунок ?

- У вас был полированный стол? Когда неосторожно ставишь чашку с горячим чаем, на поверхности остаются белые круги. Лак, который покрывает стол, напитавшись водой, белеет. А убрать налет — проблема. С иконой произошло иное — лак за несколько лет полностью высох, и краски восстановились.

- Но она могла пролежать в снегу и дольше ?

- То-то и оно. В любом процессе наука ищет закономерность. Знаменитый реставратор Адольф Николаевич Овчинников, который снимал грязь и копоть с величайших икон России, ни разу не обнаружил ни обновления, ни мироточения этих святынь. По нашим же данным, большинство обновившихся икон — это "молодые" образа, написанные в самом конце XIX или в XX столетии.

- Как же это объяснить ?

- Точно не знаю. Но каждый верующий человек протирает икону маслицем, водичкой, хотя бы сухой тряпочкой. А к великим святыням лишний раз стараются не прикасаться.

Мироточащие иконы становятся объектом настоящего паломничества. Помолившись и взяв с собой пузырек с чудесным маслом, верующие оставляют на окладе свои дары. Так происходит и под Брянском, где побывала комиссия.

- Еще одно распространенное чудо — отпечаток иконы на стекле.

- Есть целый спектр гипотез. Но точного объяснения еще не найдено. Мы недавно получили из церкви такое стекло для изучения. При больших увеличениях выяснилось, что частицы на стекле — не кристаллы, как предполагали, а капли. По составу вещество близко к мылам. Такого соединения нет ни в дереве, ни в лаке, ни в краске. Удивительно другое — капли этого вещества оседают по контуру образа иконы. Если с образа идет испарение, а на стекле конденсация, то все вещество должно рассеиваться. А оно четко повторяет рисунок. Самое простое объяснение — электростатика. Стекло регулярно протирают тряпочкой, следовательно, электризуют. Но и это не подходит, ибо оседают капельки. Дальше или как в церковном песнопении: "Всякое дыхание да хвалит Господа", — или всякое вызывает сомнение.

Увлечение чудесами — признак болезни общества?

- Чего больше в вас: сомнения или хвалы ?

- Я в нашей комиссии представляю скептическое крыло. Господь Бог даровал нам законы не только этические, но и законы природы. Так что же он, для того чтобы морочить нам голову, будет их нарушать? В православии есть главное чудо — Преосуществление Святых Даров. Когда после коллективной молитвы хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Господа. А все остальное — несущественно.

- Но благодаря чудесным знамениям укрепляется вера.

- Мы не раз сталкивались с батюшками, которые, как только с иконой начинают происходить чудеса, уносят ее подальше от людей. Извольте молиться, а не ждать чудес. Один высокопоставленный иерарх назвал это увлечение чудесами "православным беснованием". А их массовость свидетельствует о нездоровом состоянии общества. Мне это очень не нравится. Но мои коллеги по комиссии, которые тоже верят в чудо, считают, что они нам посылаются в поддержку и радость.

- Несмотря на ваши исследования ?

- И что они меняют? У нас нет цели хватать кого-то за руку. Мы исключаем обман. До революции первыми на место явления чуда прибывали полицейские. Лишь когда версия мошенничества отметалась, о нем сообщалось священноначалию. Мы не полицейские и считаем, что в церкви все правда и все свято. Просто как ученые хотим понять: что происходит?

- Так все же чудеса есть ?

- Думаю, что современные методики позволят если не объяснить, то научно описать эти явления. А чудо это или нет, решать не науке. Не определяется оно в децибелах или литрах. Для того чтобы увидеть чудо, нужен чудовидец. А если чудовидца нет, то чуда тоже нет. Сейчас мы участники самого удивительного чуда. Знаете какого? Что в одночасье целый наш народ вернулся в церковь.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Комиссия по описанию сведений о чудесных знамениях, происходящих в Русской православной церкви, создана в 1999 году при отделе катехизации Московской патриархии.

В комиссию входят: Александр Московский — физик, Сергей Сашинский — физик, Павел Флоренский — геолог, Татьяна Шутова — филолог, Александр Агаджанян — биолог.

Комиссия исследует мироточение, слезоточение икон, обновление икон и повторение изображения икон на стекле киота. Комиссия не занимается чудесами, связанными со здоровьем и душой человека, — это дело врачей и психологов.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Флоренский Павел Васильевич родился в 1936 г. в Москве, внук знаменитого философа Павла Флоренского. Профессор Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина, академик РАЕН, автор, соавтор и составитель 300 научных работ.

ЧТО ТАКОЕ ЧУДО?

По мнению П. В. Флоренского, стоит обратиться к значению самого слова. По латыни это "абсурдум" - не слыханное или "миракулюм" - невиданное. А значит, его до этого кто-то не видел и не слышал. Поэтому вторая составляющая часть чуда — восприниматель, то есть чудовидец. А вот ему-то и дается по вере.

ГОСПОДЬ ПРИСУТСТВУЕТ В КАЖДОМ ИЗ НАС

- Возможны две крайние точки зрения: или чуда нет, а все — законы природы. Или все, включая законы природы, даровано Господом, а потому — чудо и требует благоговейного отношения к себе. Вот вам в лучших научных традициях доказательство этого.

Если в стакане воды пометить все молекулы и выплеснуть в любой точке Земли, то вода вскоре равномерно распределится по планете. Если через 10 лет зачерпнуть стакан воды из любого водоема, то в нем окажется от 5 до 10 тысяч молекул из первого стакана. Господь пришел к нам во плоти и жил на земле 33 года. За это время он соприкасался с веществом и означил его своим божественным присутствием. По моим подсчетам, сегодня в нас в каждый момент присутствует до 10 миллиардов молекул, освященных Господом. Поэтому поклоняться можно всему. Это лишь вопрос веры.

Анна Селиванова
Фото Константина Соломатина и из архива Павла Флоренского.