Оригинальный способ борьбы с пробками

Автомобили смогут "общаться" друг с другом

Итальянские ученые предложили оригинальный способ борьбы с пробками. Они собираются оборудовать машины датчиками, способными распознать аварию за пять километров от места ее возникновения с помощью системы, которая сможет автоматически сообщить эти данные всем находящимся рядом автомобилям. Получается что-то вроде интернета специально для автомашин.

Проблема автомобильных пробок до сих пор остается одной из самых актуальных в мире. По некоторым данным, американские автовладельцы, живущие в больших городах, около трети своей жизни проводят, стоя в автомобильных пробках. Это, конечно же, не может не беспокоить. Кроме того, пробки заставляют автоводителей тратить больше топлива и, следовательно, выбрасывать в атмосферу больше выхлопных газов, что, конечно же, сказывается на состоянии окружающей среды.

Самое интересное, что среди ученых до сих пор нет единого мнения о том, что следует сделать, чтобы прекратить это пробочное безобразие. Распространенное утверждение о том, что надо, мол, строить больше дорог, на поверку оказывается абсолютно некорректным — как показывает опыт США и некоторых стран Европы, в частности, Великобритании, от пробок это не избавляет. Наоборот — растущее число удобных дорог стимулирует все большее количество людей покупать автомобили, что, в свою очередь, приводит к новым пробкам.

Судя по всему, здесь работает хорошо знакомый любому экологу закон положительной обратной связи — чем больше становится ресурса, тем быстрее увеличивается численность популяции, его потребляющей. Поэтому никакое усовершенствование дорожного движения, судя по всему, от пробок никогда не избавит — вышеупомянутый закон не удавалось пока обойти ни одному живому существу.

Читайте также: Наши ученые знают, как победить пробки. Но их никто не спрашивает

Судя по всему, средство против пробок нужно искать, двигаясь совсем в другом направлении. А именно — следует выяснить, какие именно локальные причины ведут к образованию скоплений автомобилей на улицах. Таковых, конечно же, существует великое множество, однако, по данным статистики, чаще всего пробку создает так называемый "первичный затор". Проще данную ситуацию можно охарактеризовать следующим образом — если идущая впереди машина вдруг встала (например, из-за неисправности или аварии), то следующие за ней автомобили тоже остановятся. Это как раз и есть тот самый "первичный затор", вокруг которого впоследствии и формируется пробка.

Фото: AP

Дело осложняется еще и тем, что чаще всего эти "первичные заторы" из-за особенностей рельефа не видны издалека, а также следует принять во внимание тот факт, что большинство живых существ, носящих гордое имя Человек разумный, садясь за руль автомобиля сразу же перестают быть таковыми. Многочисленные исследования психологов доказывают, что большинство водителей во время движения полагаются в основном не на разумную деятельность, то есть постоянный анализ ситуации, а на серию рефлекторных поведенческих программ. Отсюда и возникает стандартная ситуация, вроде "все едут — и я еду, все встали — и я встал"…

Конечно, сейчас существует несколько способов донести до водителя информацию о том, что впереди начинает образовываться пробка. Самыми эффективными из них являются методы спутникового и воздушного слежения за ситуацией на дорогах. Однако чаще всего эта информация доходит до автолюбителя уже тогда, когда пробка образовалась, поскольку спутнику или камере на вертолете сложно заметить незначительное скопление машин, образовавших "первичный затор". Кроме того, некоторое время уходит еще и на то, чтобы дешифровать и обработать информацию с камер. В итоге водитель получает ее, как правило, слишком поздно — времени на то, чтобы миновать пробку, выбрав путь ее объезда, у него уже может и не остаться.

Поэтому сейчас разрабатываются методы, позволяющие быстро сообщить автолюбителю о том, что перед ним начинает образовываться "первичный затор". Один из них недавно предложили ученые из Университета Болоньи (Италия). Группа исследователей под руководством Марко Роккетти разработала программное обеспечение, благодаря которому автомобили смогут "сообщать" друг другу о том, что происходит через несколько километров на дороге.

В данной разработке используются датчики скорости, установленные на машине, для того чтобы предупреждать автомобиль о ненормальном состоянии на дороге. Эти датчики, действуя так же, как и всем известные полицейские радары для определения скорости, постоянно сканируют трассу, испуская радиоволны с несущей частотой 24 150 мегагерц. Таким образом, если между двумя машинами произойдет столкновение, находящиеся на расстоянии до пяти километров от этого места машины сразу же узнают об этом и смогут изменить направление своего движения.

Однако весь секрет заключается не только в этих чудо-датчиках. Авторы разработки предлагают также создать виртуальную сеть автомобилистов на основе беспроводного интернета, если в машине имеется приемник Wi-Fi, или же с помощью специальной программы, устанавливаемой на смартфонах автоводителей. Таким образом, автомобилисты будут не только получать оперативную информацию обо всех неполадках на трассе, но и делиться ею со своими коллегами, находящимися неподалеку. И, кстати, эта информация будет отправляться и приниматься автоматически, водителям не нужно будет самим ничего делать, чтобы принять ее или отправить, то есть от вождения процесс обмена данными по дорожной ситуации их отвлекать не будет.

Таким образом, разработчики планируют создать некий специфический "интернет для автомобилей". "Предоставив машинам возможность "общаться" друг с другом, мы можем видеть, что произойдет на дороге через несколько километров пути", — говорит Густаво Марфия, один из участников исследования. А руководитель группы, профессор Роккетти заявил, что их исследование окажет огромное влияние на дорожную ситуацию в целом, поскольку теперь можно будет поддерживать связь со всеми объектами на дороге, что, несомненно, повысит и безопасность движения.

Читайте также: Электроэнергия автомобильных пробок

Испытания новой разработки будут проводиться в августе этого года в Лос-Анджелесе (США) совместно с автопроизводителем Toyota. И если они окажутся успешными, то уже через год, по прогнозам разработчиков, данная система "общения" автомобилей друг с другом станет весьма обычной во многих странах мира.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *