Интервью с президентом Федерации тенниса России Шамилем Тарпищевым

Шамиль Тарпищев о теннисе, детях и стране

С 18 по 21 июля в Москве на кортах Национального теннисного центра России пройдет командный чемпионат мира по пляжному теннису. В этом году в борьбу за чемпионский титул вступит 21 сборная, в том числе самые сильные команды мира — Германии, Франции и России. Президент ФТР Шамиль Тарпищев ответил на вопросы "Правды.Ру".

— Шамиль Анвярович, мой первый вопрос может показаться резким: есть пляжный футбол, пляжный волейбол, теперь и пляжный теннис. Так ли необходим в России этот вид спорта?

— Я считаю, что чемпионат мира по пляжному теннису знаменательное событие для России, и верю, что в скором будущем россияне смогут составить серьезную конкуренцию сильнейшим командам.

Пляжный теннис как спорт родился шесть лет назад. Прошлый дебют командного мирового чемпионата на кортах Национального теннисного центра России продемонстрировал все лучшие качества, всю красоту этого вида спорта. Пляжный теннис очень демократичен и не дорогостоящ, он станет хорошим подспорьем в тренировочном процессе детей. По сравнению с профессиональным теннисным кортом, стоимость которого сотни тысяч долларов, здесь затрат никаких. Насыпал песок и иди, играй.

Я думаю, что за пляжным теннисом большое будущее и, если будет больше мероприятий такого ранга, то это только во благо.

— Россия, страна не самая выгодная для такого вида спорта, я имею ввиду погодные условия. Как быть, если во время игр чемпионата пойдет дождь?

— В том, что может пойти дождь, нет ничего особенного, летние турниры всегда находятся в зоне риска. Но у нас рассчитаны дополнительные дни, также подготовлен закрытый корт. Надеюсь, тропический ливень не обрушится на Москву и не испортит там праздник чемпионата.

— Как звезды большого тенниса реагируют на младшего брата, с улыбкой?

— Не угадали. Уже играет Лиховцев, Кафельников, надеюсь, в будущем присоединится Сафин. Я не сомневаюсь, что тот, кто будет заканчивать игру в большой теннис, перейдет в пляжный. Привлекательность этого вида спорта очевидна: зрелым спортсменам он продлевает спортивную жизнь, а юным дает возможность проявить себя. С помощью пляжного тенниса, как, впрочем, любого спорта, развиваются скоростные возможности, выносливость, реакция. Но он не утомляет нервную систему, так как сеты намного короче, более того, я бы даже рекомендовал ввести этот вид в программу спортивных школ.

— Шамиль Анвярович, вы заслуженный тренер России, воспитали не одного чемпиона мира. Теннис сегодня настолько популярен, что создается впечатление, что каждый родитель готов отдать своего ребенка в теннисную секцию. Какой, по вашему мнению, уровень наших спортивных школ.

— Мое мнение, что сегодня теннисный вид спорта противоречит методике спортивной тренировки. У каждого спортсмена в среднем по 34-36 командных соревнований. С годами темп скорости в теннисе вырос, требования к организму увеличились, происходит практически ежедневная смена часовых поясов, еды, воды, покрытий плюс высокий травматизм. Нагрузки убийственные, отсюда возникает вопрос: Какой же должен быть молодой организм, чтобы он выдержал все нагрузки и не сломался?

Недавно был в Москве в спортивной школе на улице Удальцова, к своему ужасу увидел, что 70 процентов ребят просто перетренированы. У детей трудно выявить усталость, потому что она постепенно копится внутри. Нагрузку спортсмену нужно давать не много, не мало, лучше не додать, чем передать, иначе организм "захлебнется". А у нас сама система работает против того, чтобы вырастить чемпиона. Поэтому на мировой уровень "выползают" единицы.

— Простите, а для чего тогда детские психологи, они ведь должны увидеть, что у ребенка-спортсмена наступает кризис?

— Я два года занимался темой "Состояние стресса в спорте", изучал проблему, откуда стресс берется, как его снимать, нивелировать.

Во время теннисного матча девочки в стрессовую ситуацию могут попадать трижды, ребята до пяти раз. Представляете, какие нагрузки! Я сам за матч, сидя на стуле, от стресса теряю до пяти килограмм, нервы просто горят. Раньше выходил из этого состояния за три дня, теперь, чтобы восстановиться, требуется неделя.

Каждому спортивному психологу нужно знать методику, как из этого состояния выводить, а он порой не может наладить простой контакт с ребенком. Психолог навязывает свое мнение, на этом психология и заканчивается. А когда ребенок теряет контакт с тренером, с психологом, он уходит из спорта. Его нельзя заставлять заниматься тем, к чему не лежит душа, поэтому большая текучесть в спортивных школах.

— И, тем не менее, за последние десять лет мы в большом теннисе первые.

— Потому, что пока у нас миллион наработок и колоссальный опыт с советских времен. Огромное желание играть и работать, несмотря на отсутствие условий, в отличие от западных стран. А если бы нам еще и условия дали, мы бы вообще всех "чесали"…

— Вами уже написаны четыре книги о спорте, уверена, что вы еще не все сказали, когда можно будет прочитать новую работу?

— Сейчас пишу продолжение книги "Самый долгий матч", это книга о спорте, о тренерах, есть там и философские наблюдения. Времени писать крайне мало, выручают самолеты. Наговариваю во время полета на диктофон, так написаны все мои книги. Презентация будет в следующем году в рамках Кубка Кремля.

— Шамиль Анвярович, вы награждены звездой "За верность России", за спортивные заслуги и за патриотизм. Как человек, верящий в Россию, скажите, есть ли у молодежи в нашей стране перспективы, стабильность?

— Вижу, что в нашей стране идеология отчасти потеряна, поэтому трудно ответить однозначно. Но, к счастью, не потеряны родители, особенно воспитанные в духе старой закалки. У каждого человека должна быть семья, тыл, должно быть почитание своих предков, уважение к старшим. Выжить в этом жестком мире можно, если ты имеешь основы. Эти ценности позволят выстоять под натиском любых житейских бурь. Я говорю очевидные, но святые вещи, которые не подлежат сомнению. Я считаю, что нужно сделать сильный упор на семейную идеологию, это позволит укрепить наши позиции и не только, как вы понимаете, в спорте.

Читайте также:

"Мы перестали спотыкаться о совесть"

Иван Охлобыстин: На надувной лодке в Канны

"Мне обидно за профессию модели"

 Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *