Первая в России Навигацкая школа

Романтики поневоле, или Гардемарины, вперед!

Мало кто знает, но первая в России Навигацкая школа, которая готовила профессиональных моряков, была открыта… в сухопутной Москве в 1701 году. Первые ученики-дворяне, отнюдь не отличались ярым желанием постигать морскую науку, за что частенько получали розги и штрафы, а иногда отправлялись забивать сваи на каторжных работах в Петербурге.

"Всякий потентат, который едино сухопутное войско имеет, едину руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет", — говаривал великий русский император Петр. Чтобы его империя имела обе руки, царь трудился и денно, и нощно. Флот был самым любимым детищем Петра Алексеевича. Корабли не могли существовать без моряков, которых в стране фактически не было. Стояла важнейшая задача — воспитать своих специалистов.

После победы под Азовом царь на заседании Боярской Думы представил записку о том, что воевать морем удобнее и ближе, чем посуху, что стране нужен флот в сорок судов. Дума постановила — морским судам быть. За границу для обучения морскому делу были отправлены в 1696 году 35 юношей, 23 из которых носили княжеский титул. На следующий год — 150 стольников, сержантов и солдат.

Весной 1699 года они вернулись домой. В апреле Петр принимал экзамены в Воронеже. Нормальные успехи были продемонстрированы на кораблях, которые… стояли на якоре. Управлять кораблями на плаву (как и экипажем) новоявленные моряки не смогли. Из 72 дворян, посланных в Италию, только четверым царь поставил "зачет". Остальным было предложено вторично отправиться на чужбину для обучения, но уже за свой счет — либо вернуть деньги, потраченные из казны на поездку и обучение. За границу за знаниями молодежь отправляли вплоть до 1711 года.

Читайте также: Мистики: Петр Великий и его верный Брюс

Князь Львов, который надзирал за учащимися, просил Петра больше не отправлять навигаторов в Англию, так как пользы от них было мало — "… научились больше пить и деньги тратить, не могу их оплатить, а ныне хотят уже в тюрьму сажать за долги". Необходимость готовить свои кадры в Отечестве была налицо.

Образование для царя всегда было приоритетом. После первой поездки за рубеж, Петр мечтал основать морскую школу. Наконец, в 1701 году по его Указу в Москве открывается Навигацкая школа — первая и самая крупная реальная (профессиональная) школа в Европе. Вначале она состояла в ведении оружейной палаты и располагалась в Сухаревой башне. Затем, в 1706 году ее подчинили морскому флоту.

Не вешать нос, гардемарины!. 282813.jpeg

Программу обучения подготовил лично царь. В новое учебное заведение дворяне отдавали детей с большой неохотой. Их брали "с принуждением": за будущими учениками в дом приходил военный патруль. Остальных брали как "добровольно хотящих" — те, кто не был дворянами, сами хотели учиться. Детей крепостных в школы принимать запрещалось. Практически все учащиеся, в зависимости от предмета и успехов, получали "кормовые деньги", а наиболее бедные — одежду. Ученики жили в самой школе, некоторые снимали квартиры. Дисциплина была строжайшей. Чуть что — штрафы, розги, невзирая на происхождение. Неявившиеся в школу с каникул направлялись на каторжные работы в Петербург — забивать сваи. Побег из школы карался строго. Если ученик к 21 году не мог окончить всех наук, его отправляли простым матросом во флот.

В 1715 году для улучшения качества подготовки морских офицеров Навигацкая школа была преобразована. "Младшие классы" остались в Москве, а навигаторское отделение переведено в Петербург. Это отделение стало называться Морской академией. Ежегодно выпуск московской Навигацкой школы направлялся в Морскую академию — первую в России.

Впервые в России в штате появляется помощник директора по воспитательной части. На его должность назначают офицеров морской гвардии. Впервые воспитанники сами несут караулы и дежурства — у ворот, в залах, у денежной кассы. Состав дисциплин установлен лично царем. Помимо основных предметов в расписание включены фехтование, рисование, танцы. Навигация и астрономия изучались в виде практических задач: определить широту места корабля по меридиальной высоте Солнца, определение склонения компас, время полных и малых вод. Учащиеся легко справлялись не только с таблицами и шкалами, но и с логарифмами. Теоремы изучали, как и в Навигацкой школе, без доказательств, заучивали как аксиомы. Изучали систему Коперника, склонение Солнца по амстердамскому времени… срок обучения составлял шесть лет и девять месяцев.

С 1718 года выпускников академии на корабли не назначали. Они проходили практику в составе гардемаринской роты при самой академии. Рота состояла из 300 человек. В зимнее время гардемарины 12 часов в неделю изучали навигацию, кораблестроение, артиллерию, рисование, фортификацию, такелажное дело, стрельбу из пушек и ружей, строевую подготовке. А летом ходили в плавание и ежедневно, под руководством старшего офицера, занимались управлением корабля, артиллерии, штурманского дела. И только после 3-5 лет плавания, в зависимости от успехов, сдавали экзамены и производились в мичманы, если были вакансии. Среди экзаменов были управление кораблем в мирное время и в бою.

Флот рос быстро, потребность в знающих кадрах была постоянно. Постепенно специалисты из Росси вытесняли иностранных — которых привлекали высокие заработки и привилегии. К чему Петр Великий и стремился.16 апреля 1722 года император повелел Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. Принимать в эти школы разрешалось только русских подданных. Петр не чувствовал доверия к иностранцам, поэтому поощрял их выход в отставку, стремился поскорее от них избавиться.

Именно при Петре Алексеевиче флотоводцы России одержали первые морские победы — со шведами у мыса Гангут в 1714 (уничтожили 10 кораблей противника) и острова Гренгам в 1720, благодаря этой победе была окончена Северная война. К 1725 году флот России стал самым сильным флотом на Балтике. 48 линкоров и фрегатов, 787 галер. Общая численность команды — 28 000 человек.

Страна, не имевшая портов (кроме Архангельска) и флота, стала могучей морской державой. Чей флаг, Андреевский стяг, загодя приветствовали салютом корабли других держав. Так сбылась мечта русского царя, которого современники всерьез не воспринимали — считали глупее и слабее шведского короля Карла XII.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Любовь Ермакова
Любовь Ермакова