Как скажется перемена ведомств на судьбе памятников Подмосковья?

Культурные объекты: из области в столицу

 

175 объектов культурного наследия, которые находятся на присоединенных к Москве территориях, 31 октября из областных стали столичными. Как это скажется на их судьбе и каково сегодняшнее положение вещей в стане исторических построек? Почему они так просто переходят в частные руки и оказываются закрытыми для интересующихся граждан и исследователей?

31 октября 2012 года Московская область передала Департаменту культурного наследия Москвы 175 объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, которые находятся на присоединенных к столице территориях. Среди переданных объектов 48 памятников и ансамблей, 121 объект археологического наследия, пять объектов исторического и воинского некрополя и одно достопримечательное место. Из 175 объектов 17 памятников являются памятниками федерального значения, 31 объект — памятниками регионального значения, а еще 127 объектов относятся к категории выявленных объектов культурного наследия.

Читайте также: Непростая судьба Храма Христа Спасителя

Руководитель департамента культурного наследия города Москвы Александр Кибовский отметил, что по итогам мониторинга всех объектов культурного наследия с выездами на места выяснилось, что количество зданий и сооружений, относящихся к объектам, больше, чем самих объектов в перечне. Например, только к одной усадьбе Остафьево относятся 27 зданий, а всего к 175 объектам культуры, переданным Москве, относится около 300 зданий и сооружений, добавил он.

Говоря об Остафьево — "Русском Парнасе", необходимо отметить, что усадьба реконструируется с 1995 года. Первоначальным сроком окончания работ был 2007 год. На сегодняшний день предполагается все закончить в 2015 году. Небольшой парк "Русского Парнаса" со всех сторон обступают дачные домики высотой в два, три и более этажей. Рядом расположен аэропорт "Остафьево", построенный в 1934 году для нужд НКВД. А в конце ХХ века аэропорт был куплен "Газпромом".

Теоретически передача Москве 175 объектов — явление положительное. У правительства Москвы куда больше средств и возможностей для реставрации и охраны исторических памятников. Но, увы, как показывает история, в нашей стране не всегда дважды два — четыре. Сотрудники областных музеев гораздо чаще работают на голом энтузиазме, нежели в Петербурге и Москве. Зачатую руководители столичных музеев и хранители фондов думают не о том, как лучше представить экспонаты народу, а о том, как использовать их для собственной выгоды. Примеров — тьма, хватит на десять диссертаций.

В Сети опубликован материал о создании какой-то фирмы АИСТ (Археологические исследования в строительстве), которая за определенную сумму выдает разрешения на строительства коммерческих объектов в "исторических местах". К сожалению, никаких комментариев к этим материалам об АИСТе в интернете нет, хотя в материалах указаны конкретные фамилии высокопоставленных археологов и названия государственных учреждений. К сожалению, наша общественность практически не интересуется, как была проведена реставрация Петровского путевого дворца у метро "Динамо" в Москве, дворца великого князя Константина Николаевича в Стрельне и т.д. Соответствует ли реставрация этих объектов европейским стандартам?

Культурные объекты: из области в столицу. 273656.jpeg
Усадьба Знаменка

Побережье Финского залива между Петергофом и Стрельней до революции занимали большие поместья и дворцы великих князей Михаила Николаевича (Михайловка) и Николая Николаевича (Знаменка). К 1991 году в этих дворцах и усадьбах размещались комфортабельные пансионаты, в которых мог отдохнуть каждый желающий. Автор этих строк отдыхал в Знаменке четыре года подряд — с 2005 по 2009 год. К этому времени там был проведен ремонт дворца и евроремонт номеров. Однако вскоре и Михайловка, и Знаменка были огорожены многокилометровыми железными заборами, и никто не знает, какие организации заняли их и что там будет. Лично я уверен, что простой смертный уже никогда не сможет ступить на побережье Финского залива между парком "Александрия" и жилыми кварталами Петербурга.

Может ли подобное случиться с особняками Подмосковья, переданными городу? Автор вовсе не против продажи объектов культурного наследия частным лицам. Так, к примеру, в Великобритании две трети средневековых зданий являются частной собственностью. Но все они находятся под жестким контролем государственных и общественных организаций. В Англии, как и в других странах, владелец исторического здания не вправе вести в нем работы без множества согласований. Часто при заключении сделки на покупателя возлагается обязанность восстановить постройку, если она находится в непригодном состоянии, и поддерживать ее в должном виде.

Во многих странах Европы запрещено сносить исторические здания, изменятьихконструкцию, пристраивать дополнительные этажи. Любое изменение объекта, будь то замена окон или кровли, нужно заранее согласовать с муниципальными властями, а во Франции — с министерством культуры.

То же самое касается строительства домов на земле, представляющей историческую или архитектурную ценность. Так, в Великобритании в городе Сиренчестер (графство Глостершир) есть территории, на которых в древности находились римские поселения. Чтобы построить здесь дом, нужно получить разрешение, а перед этим провести экспертизу, чтобы выяснить, представляет ли участок историческую ценность. Работа археолога стоит примерно 25 тысяч фунтов стерлингов. Эта сумма не будет возвращена даже в том случае, если местные власти откажутся выдавать разрешение на строительство.

Владельцы, которые не следят за зданием должным образом или ремонтируют его без разрешения властей, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Если предыдущий хозяин занимался незаконным ремонтом или строительством постройки, то нести ответственность будет тот, кому принадлежит дом в данный момент. Поэтому перед покупкой исторического здания проводят его экспертизу.

Законодатели Англии, Франции и других государств Западной Европы не требует от владельцев исторических зданий обязательного показа их широкой публике. Но ряд налоговых льгот, административное давление, а также требования общественности привели к тому, что подавляющее число исторических объектов доступны для посещения публики как за умеренную плату, так и бесплатно.

Читайте также: У памятников появился шанс на спасение

Замечу, что русские самодержцы со времен Александра II разрешали в свое отсутствие "прилично одетой публике" бесплатно посещать императорские дворцы в Санкт-Петербурге, Петергофе, Москве и т.д.

Увы, в РФ совсем иные порядки. У нас приватизированные дворцы и усадьбы перестраиваются по прихоти своих владельцев. Ну, а о посещении их широкой публикой не приходится и мечтать. И под Петербургом, и на Волге экскурсоводы часто показывают пальцем на высокие заборы: мол, за ними — очередная усадьба, купленная частным владельцем. А кто этот владелец? Фамилии называют крайне редко. Чаще разводят руками или называют: "Петя", "Миша — хороший человек" и т.д.

Без всякого сомнения, десятки областных исторических объектов будут переданы РПЦ. Вспомним, как еще недавно московские власти передали Церкви около тысячи объектов культурного наследия. Опять же, в теории это все очень хорошо. Кому, как не Церкви, владеть культовыми сооружениями? Однако среди этих тысячи объектов преобладают жилые и хозяйственные строения. Риторический вопрос: целесообразно ли финансировать за счет федерального бюджета ремонт строений, которые РПЦ будет использовать в коммерческих целях или сдавать в аренду частным фирмам?

Наконец, даст ли Церковь гарантии от перестройки объектов с потерей их исторического облика, сохранности от пожара (вспомним, как сгорела древняя деревянная церковь в Ипатьевском монастыре)? Как же сохранить для потомков коллекции музеев, старинные усадьбы, церкви и другие объекты?

Ответ очевиден! Взять их всех под государственный и общественный надзор. Причем государство и общество должны полностью дублировать друг друга. Проку от создания всяческих "советов при…." будет немного. Начнем с того, что все эти "советы" хоть и именуются "общественными", на самом деле стоят немалых средств госбюджету. Общество не знает, кто и как назначает (или выбирает) членов этих советов. А главное то, что деятели культуры, ученые, чего греха таить, весьма часто берут если не валютой, то "борзыми щенками". А иной раз и просто не хотят ссориться с VIP-персонами, коллегами, друзьями и т.д.

Но есть и другая общественность. Речь идет о тысячах коллекционеров и любителей. Еще с советских времен десятки тысяч людей были бескорыстно увлечены живописью, архитектурой, политической историей России, историей военной техники и т. д. Понятно, что им не безразлична судьба нашего культурного наследия.

Читайте также: Будет ли найден дворец княгини Ольги?

Почему бы не дать увлеченным энтузиастам возможность создавать общественные организации и контролировать состояние объектов культурного наследия? Почему в царской России отчеты музеев были доступны широкой публике, а сейчас они приравнены чуть ли не к государственной тайне?

Я не предлагаю изобретать велосипед. Все вышесказанное уже есть в Западной Европе, у которой мы с большим успехом копируем негативные стороны — и упорно не хотим замечать позитива.

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *