Причины крушения самолета Тюмень-Сургут"

Авиакатастрофа: европеец не перенес мороза?

Очередное трагическое авиационное происшествие взбудоражило пассажирскую общественность. Пассажирский самолет европейской постройки, выполнявший совершенно обычный рейс Тюмень — Сургут, при падении на землю раскололся на три части и загорелся. Число погибших пока уточняется — получившие сильные ожоги люди до сих пор умирают в больницах Тюмени.

Смотрите фоторепортаж

Как гласят интернетовские справочники, ATR-72 — это спроектированный и построенный во Франции пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолет для так называемых среднемагистральных перелетов, предназначен для перевозки до 74 пассажиров одного класса на средние расстояния, управляется двумя пилотами. Еще два члена экипажа — бортпроводники. В этом рейсе пассажиров было несколько поменьше, чем в проекте. Трагедия… Власти Тюмени уже как бы пообещали некие компенсации родственникам погибших.

По предварительным данным, на борту находились 43 человека — 39 пассажиров и четверо членов экипажа. По последним данным, выжили только 11 человек, причем все они — пассажиры, и число пострадавших все время уточняется. Уже ясно, что все члены экипажа погибли… Самолет разбился в 45 километрах от города Тюмень, что, собственно (по авиационным меркам), почти рядом с аэропортом, откуда взлетела воздушная машина. По данным МЧС по Тюменской области, происшествие произошло в 7:44 по местному времени (или в 5:44 по Москве). Самолет, принадлежащий известной авиакомпании "ЮТэйр", вылетев из Тюмени в Сургут, был в пути очень недолго.

Читайте также: Гимн безалаберности: авиакатастрофа на земле

Через несколько минут после взлета самолет пропал с экрана радаров, а экипаж не вышел на связь с диспетчером. Как сообщается на сайте Следственного комитета России, согласно данным экипажа другого борта, взлетевшего из тюменского аэропорта "Рощино" следом за потерпевшим крушение, лайнер АТР-72 упал примерно в трех-пяти километрах от взлетно-посадочной полосы в районе деревни Горьковка и всего лишь в 800 метрах от жилых домов. На месте трагедии сейчас работают 232 человека, 125 единиц техники.

Компания "ЮТэйр" уже опубликовала список находившихся на борту 39 пассажиров и четырех членов экипажа. Авиакомпания продала на этот рейс 40 билетов, но один пассажир к месту вылета не прибыл. Фамилия его неизвестна, сообщается только, что он житель Ханты-Мансийского автономного округа. Пострадавшие доставлены в областную клиническую больницу в Тюмени. Все они находятся в тяжелом состоянии.

Уральское следственное управление на транспорте СК России возбудило уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". На месте катастрофы спасатели уже обнаружили оба черных ящика самолета. В аэропорту вылета, то есть в Тюмени, изымается техническая и предполетная документация. Главная версия причин катастрофы — техническая неисправность самолета.

Кто виноват в гибели самолета, естественно, установит следствие, которое уже начато. Однако настораживает статистика происшествий именно с этой маркой самолетов. На 2 апреля 2012 года произошло 14 инцидентов с самолетами ATR-72, в которых было потеряно 14 машин. В катастрофах погибли 159 человек (пока без учета погибших под Тюменью, поскольку это число до сих пор уточняется).

Читайте также: Хроника авиакатастроф мирового спорта

Первое крушение ATR-72 произошло в октябре 1994 года во время ожидания захода на посадку у американского городка Роузлоун. Погибли все 68 человек, находившиеся на борту. Расследование выявило несовершенство формы крыла, вызывающее нарастание льда на элеронах при определенных метеоусловиях, гласят авиационные интернет-справочники.

В январе 1995 года грузовой рейс разбился у Тайбэя, столкнувшись со склоном холма при заходе на посадку. На борту находились четыре человека, все погибли. Крупная катастрофа ATR-72 произошла в августе 2005 года близ итальянского города Палермо, что на острове Сицилия. Тогда самолет вынужденно сел на воду из-за нехватки топлива. Погибли 16 человек из 39 находившихся на борту.

Очень памятное крушение самолета ATR-72 с большим количеством жертв произошло в ноябре 2011 года. При полете на высоте около шести тысяч метров в сложных метеоусловиях у машины этой марки по неизвестным причинам началось обледенение, и он потерял высоту и разбился в горах у кубинского городишки Санкта-Спиритус.

Кроме того, по данным РИА Новости, у самолетов марки ATR-72 было зафиксировано четыре инцидента с выкатом борта с взлетно-посадочной полосы. В одном из этих инцидентов самолет выкатился с ВПП при посадке и столкнулся с диспетчерской башней, один человек погиб. В других инцидентах с выкатом ATR-72 обошлось без жертв. Ситуацию комментирует "Правде.Ру" заслуженный летчик России, кандидат технических наук, полковник в отставке, доцент Евгений Тихонович Никодимов:

"Сообщество авиационных экспертов — это даже не организация, а некое содружество коллег, которые между собой делятся информацией, не интересной никому, кроме них самих. Но кое-что можно все-таки представить широкому кругу общественности, то есть прессе. Ну что ж, рискну поделиться тем, что мне известно о катастрофе под Тюменью на этот момент.

Итак, французский турбовинтовой самолет ATR-72-200 построен концерном ATR в Тулузе. На сегодняшний день около 500 самолетов этой модели обслуживают различные направления 160 авиакомпаний более чем в 90 странах. Максимальная дальность полета самолета составляет 1400 километров. Самолет, по отзывам летчиков, довольно неплохой. Но есть нюансы.

Самолет ATR-72-200 (а именно эта модификация самолета потерпела крушение) авиакомпании "ЮТэйр", разбившийся под Тюменью, находился в эксплуатации почти 20 лет. Первый полет он совершил 20 октября 1992 года — во всяком случае, так передают информационные агентства.

Первым собственником рухнувшего самолета была британская компания Transasia Airwais, вторым — финская Fainair, третьим — эстонская компания Aero Airlines. И, наконец, уже четвертым владельцем машины с 2008 года стала базирующаяся в России компания "ЮТэйр". То есть, самолет эксплуатировался аж 20 лет. Насколько можно судить, капитальных ремонтов самолет не проходил.

Как известно, авиакомпания, помимо разбившегося под Тюменью самолета ATR-72-200, эксплуатирует еще два аналогичных самолета. Эту марку самолетов совместно строит европейский аэрокосмический концерн EADS, основное производство которого находится во Франции, и итальянская компания Finmeccanica.

Так вот, в США и Канаде просто-напросто отменены полеты самолетов этого типа из-за весьма непрогнозируемых особенностей обморожения крыла на низких высотах. То есть машины, по сути, созданы в первую очередь для стран с теплым климатом, где обморожение крыльев при взлете и посадке происходит не так резко, как у нас, на широте той же Тюмени. Не исключаю, что именно это и произошло на рухнувшем самолете. Представьте себе, раннее утро Тюмени, высокое давление воздуха, мороз… И сделайте выводы.

Читайте также: ИноСМИ вынесли приговор Росавиации

Почему авиакомпании, работающие в России, вынуждены закупать французские машины? Да все просто: Советский Союз развалился, кооперация ранее братских стран развалилась. По моему мнению, аналогом разбившегося под Тюменью европейского пассажирского самолета ATR-72-200 вполне может служить надежный, неприхотливый и не боящийся утренних влажных морозов Ан-24 украинской постройки.

Сравните: европейская машина, выпущенная полутысячным "тиражом", насчитывает уже 14 авиапроисшествий за неполных 20 лет эксплуатации. А "советские" Ан-24 пассажирской модификации, которых выпущено около тысячи, "набрали" только 11 чрезвычайных происшествий за свою почти полувековую историю. Наверное, российские авиакомпании готовы были бы покупать те же самые "Аны" вместо французских машин, если бы их было достаточно…"

Комментарий о причинах катастрофы "Правде.Ру" дал также летчик-испытатель первого класса Александр Акименков:

"Самолет упал на удалении 30 километров, он успел набрать после взлета две тысячи метров над землей. На этой высоте есть большой запас резерва, когда если пилот и сделал ошибку, ее можно исправить. То, что не все пассажиры погибли, означает, что летчики пытались совершить вынужденную посадку. Там были, видимо, какие-то проблемы с силовой установкой. Самолет — особенно в условиях оледенения, это плохо управляемый кирпич.

На улице был минус один, на каждую тысячу метров — минус 6,5. На высоте двух тысяч, следовательно, температура была минус 14. Если там была какая-то сырость, облака, это идеальное условие для обледенения. Прежде всего двигателя. А дальше оно идет дальше на лопатки компрессоров и турбину. Это может служить причиной отказа двигателей. ATR создавался для средней полосы, а не для экстремальных условий нашего Крайнего Севера. Встает вопрос, кто вообще допускал эксплуатацию в наших условиях этого самолета?"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе