Миф о великом переселении кавказцев в Сибирь

Инициатива с переселением в Красноярский край трудовых мигрантов с Северного Кавказа вызвала настоящую панику в российской блогосфере. Отдельные представители оппозиционных политических организаций даже организовали сбор подписей под петицией к губернатору, предупреждая его о возможных негативных последствиях такого решения.

Гастарбайтерами в России нынче никого не удивишь. Где-то их больше (как, например, в центральной России), где-то (на крайнем Севере) меньше. Спорить о пользе или вреде приезжей рабочей силы бессмысленно, поскольку всю плюсы и минусы трудовой миграции уже многократно обсуждались. Чего больше - хорошего или плохого - в трудмигрантах, вопрос философский и требует, как говорится, индивидуального подхода.

Требуется он и в истории с жителями Красноярского края, якобы возмущённых известием о направляющихся в их край орд "диких кавказцев". "Красноярские блогеры возмущены предложением переселять безработных кавказцев в Сибирь", "Красноярцы выступили против предоставления рабочих мест гражданам с Кавказа", "Красноярцы против завоза в регион безработных кавказцев" - примерно такими заголовками пестрят ленты различных информагенств.

Но, что удивительно, на красноярских сайтах, форумах и т.д. никакой истерики не наблюдается. За гнев "красноярских блогеров" выдается инициатива лидера красноярского регионального отделения "Другой России" (экс-НБП) Андрея Сковородникова, разместившего на сайте OnlinePetition.Ru (интернет-ресурс, где любой желающий может опубликовать своё обращение к кому угодно и по какому угодно поводу) петицию к губернатору Красноярского края Льву Кузнецову с требованием аннулировать соглашение о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Красноярским краем и Ингушетией, а также документа о сотрудничестве, подписанного руководителем агентства труда и занятости населения Красноярского края Виктора Новикова с одной стороны, и директором государственного учреждения службы занятости населения Ставропольского края "Межрегиональный ресурсный центр" Андрея Клименко с другой, предусматривающего в том числе и создание рабочих мест для безработных граждан, проживающих в республиках Северного Кавказа.

Автор петиции недоумевает, почему "те же ресурсы, что будут потрачены на безработных граждан с Северного Кавказа, не потратить на местное население?". "Так вот не лучше ли обратить внимание на местные проблемы, а не обострять меж расовую рознь?", - отмечается в петиции.

Также читайте: Мигрантов научат хорошим манерам

Фото: AP

Собственно, основные фобии местного населения перед мигрантами были представлены в полной мере: во-первых, как известно, это страх потерять работу; во-вторых, опасение, что приезжие начнут вести себя неадекватно. Принадлежность потенциальных гастарбайтеров к "лицам кавказской национальности", в отношении которых у россиян сложился определённый стереотип, лишь усиливали эти фобии. Впрочем, переживания по поводу конкуренции на рынке труда лишены оснований. Что, возможно, понимают и сами красноярцы. Трудовые мигранты, как правило, задействованы на нише тяжелого, низкоквалифицированного и, как следствие, низкооплачиваемого труда. Можно говорить о том, что таким образом мигранты сбивают вниз планку зарплат на рынке труда, но здесь уже стоит предъявлять претензии не к власти или сезонным рабочим, а к текущей социально-экономической и политической системе, которая, по большому счёту, всех устраивает (локальные претензии - не в счёт). Иными словами, если северокавказские гастарбайтеры вдруг получат какое-либо преимущество по условиям труда перед местным населением (что очень сомнительно, хотя и возможно), тогда и будет что обсуждать. На сегодняшний же день установленные квоты на численность иностранной рабочей силы в Красноярском крае в три раза меньше, чем существующий на неё запрос со стороны местных предпринимателей.

Кроме того, сведения об ордах пришельцев мягко говоря преувеличены.

По данным директора государственного учреждения службы занятости населения Ставропольского края "Межрегиональный ресурсный центр" Андрея Клименко, в настоящий момент лишь около 5,5 тысяч жителей республик Северного Кавказа готовы приехать на работу в различные регионы России. Не конкретно в Красноярск, а вообще, в целом! Сколько из этого числа может оказаться в Красноярске (и окажется ли вообще) не известно. И даже если вдруг многим жителям юга сильно захочется поменять зону климатического пребывания, повлиять на рынок труда в регионе они вряд ли способны. Если уж кого опасаться красноярцам, так овощеводов (и не только) из Поднебесной.

Разговоры об опасности роста межэтнических противоречий - также продукт существующего стереотипа. Нельзя сказать, что он не соответствует действительности. Соответствует. Но лишь отчасти. И образ ингуша из далёкого аула, который в силу объективных обстоятельств не может найти работу у себя на родине бесконечно далёк от образа кавказского джигита, танцующего лезгинку на Манежной площади в Москве или крышующего торговцев овощами на рынке. Эти давно уже возможность обосноваться в Российской Федерации и без посторонней помощи.

Также по теме: Развитие Северного Кавказа оценили в 600 млрд рублей

Конечно, нельзя не отнести обсуждаемую инициативу к позитивным факторам развития государства. Она, скорее, свидетельствует о наличии определённых проблем, которые требуют своего решения. Это касается и вопроса с безработицей в российских регионах в целом, и стабилизации ситуации на Северном Кавказе, и многих других проблем, в том числе и культурно-этнических. Но гораздо более опасно, когда эти же самые проблемы, играя на существующих фобиях, генерируют те или иные политики, чья общественно-полезная деятельность заключается исключительно в критике действующей власти и создания конфликтных ситуаций.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить