Конец пивного алкоголизма?

В среду президент Дмитрий Медведев подписал закон, приравнивающий пиво к крепкому алкоголю, вводящий масштабные ограничения на его розничную реализацию, а также серьезно расширяющий список мест, где запрещено его распитие. Таков итог продолжавшейся почти 20 лет и сверхуспешно реализованной программы по продвижению пива как основного алкогольного напитка в России.

Согласно новому закону, который вступит в силу с 2013 года, пиво приравнивается к алкоголю, вводится запрет на его реализацию в магазинах с 23 часов до 8 часов утра, а в мелкорозничных пунктах (киосках, палатках) продажа пива подпадает под запрет.

Кроме того, расширяется перечень мест, в которых запрещено употребление пива. В настоящее время к ним относятся парки, скверы, детские площадки, спортивные сооружения, места массовых гуляний и транспорт. В соответствии с подписанным в среду законом к ним добавляются дворы и подъезды.

Также законом вводится запрет на производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее чем 7 процентов в потребительской таре более 330 миллилитров. Дополнительные ограничения вводятся на рекламу алкогольной продукции, в том числе пива и иных напитков, которые ранее относились к слабоалкогольным.

В пояснительной записке к закону сказано, что эти меры вводятся в рамках "политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации", а также "в целях профилактики алкоголизма среди молодежи".

Не секрет, что имено массовое употребление пива и иных "слабоалкогольных" напитков молодежью давно вызывает серьезную озабоченность специалистов. Пиво и разнообразные "коктейли" крайне дешевы. Как правило, бутылка пива стоит дешевле литрового пакета сока. Эти напитки широко доступны - в изобилии продаются в каждом ларьке. Предельно упрощена культура их употребления - если вино или крепкий алкоголь подразумевают определенный ритуал распития, то пиво или слабоалкогольные коктейли употребляются просто на ходу, на улице, в качестве прохладительного напитка.

Многие годы в России усилиями рекламы создавался полноценный культ слабоалкогольных напитков, усилиями телевидения в головы молодежи и подростков вбивались поведенческие стереотипы, тесно связанные с употреблением пива. Достаточно вспомнить полностью ориентированную на молодежную аудиторию масштабнейшую рекламную кампанию пива "Клинское".

Ситуация действительно крайне тревожна. Еще в 2007 году главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко предупреждал: "Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а "пивной алкоголизм" среди юного поколения". "Нас очень тревожит пивной алкоголизм среди подростков и женщин, - признавался в 2008 году главный терапевт департамента здравоохранения Москвы Леонид Лабезник. - Производство алкоголя в стране превысило все разумные пределы, пива и различных веселящих тоников - море разливанное. Беспрестанно идет их реклама на телевидении. А со стороны государства адекватного противодействия не видно".

А вот более ранние свидетельства заместитель главного врача областной Ярославской наркологической больницы Александра Волкова: "Уже пять лет мы выборочно проводим среди старшеклассников и учащихся ПУ области анкетирование... Особенности в 2005-2006 годах в Ярославле - прирост по всем показателям. Больше подростков, употребляющих алкоголь, больше и количество выпитого. Употребляют спиртное более 90 процентов учащихся, почти 20 процентов попробовали его в возрасте до десяти лет. Подростки традиционно (82 процента опрошенных) предпочитают пиво...".

И самое печальное, что подобная картина стала возможной благодаря государственной политике по борьбе с алкоголизмом. С начала 90-х годов прошлого века Минздрав прилагал серьезные усилия по борьбе со "специфическим российским пьянством", этой "неотъемлемой чертой русской нации". Была сформулирована задача - перевести Россию с "северного" способа употребления алкоголя (то есть преимущественно 40-градусных напитков) на "южный" - вино и "легкий алкоголь", то есть пиво и коктейли.

Эта программа не только дала зеленый свет массовому производству и повсеместной реализации слабоалкогольных напитков, но и сопровождалась соотвествующей пропагандистской кампанией. В итоге россияне пить стали значительно больше. Просто к крепким алкогольным напиткам прибавилось массовое употребление пива.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *