Кинокритик Давид Шнейдеров: "Лучше смотреть войну в кино, чем в жизни"

Известный телерадиоведущий и кинокритик Давид Шнейдеров, член экспертного совета Гильдии киноведов и кинокритиков России, накануне 70-летия Победы в эфире "Правды.Ру" рассказал о российских фильмах, посвященных Великой Отечественной войне.

"Если раньше кино было уделом избранных, то сейчас каждый может снять фильм. Снимать кино в старом виде — невозможно", — поделился своим мнением с "Правдой.Ру" кинокритик Давид Шнейдеров.

"Серьезные фильмы, к сожалению, перестали смотреть. Кино для всех стало entertainment (зрелище, развлечение, увеселение. — Ред.). Недаром на Западе кинематографисты уходят в сериалы. Недаром сериальная версия фильма Никиты Сергеевича Михалкова "Утомленные солнцем-2" много лучше фильма. Там есть воздух, там есть пространство, там есть время для раскрытия персонажей и сюжетных линий. Возможно, это путь для серьезных лент о Великой Отечественной войне. И молодежь, которая посмотрела "Враг у ворот", "Ярость" с Брэдом Питтом, "Спасти рядового Райана" и "Список Шиндлера", с большим трудом сейчас воспримет картину, снятую в стилистике, скажем, "Отец солдата" (художественный фильм 1964 года режиссера Резо Чхеидзе с Серго Закариадзе в главной роли. — Ред.). Это другое время и мы должны с грустью его принять. Такова судьба нашего поколения, но мы это делали медленнее. Степеннее. А нынешняя молодежь смела нас стремительно, и в этом заслуга интернета", — подчеркнул в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" кинокритик.

"Я однажды разговаривал с Петром Ефимовичем Тодоровским, который уже был в преклонном возрасте, — сказал Давид Шнейдеров. — Я спросил его, что он вспоминает при слове "война"? Тодоровский мне ответил: "В первую очередь мы вспоминаем, как с медсестрами в блиндажах целовались. Мы были лейтенантами, и нам было по 20 лет, а девчонкам было по 16. Если бы я помнил всю кровь и все смерти — я бы не выжил". В блиндажах по 40 человек, а девчонку очень хочется поцеловать, но где? Может быть, сейчас люди и снимают такое кино о любви на войне. Их представления о ней как мифы древней Греции. Сейчас режиссеры снимают вольные фантазии на тему о той войне".

Уважаемый киновед затруднился определить, по какой причине в нашей стране случаются попытки снять художественные картины, порочащие армию-победительницу или исказить исторические факты. Чего в этом больше — политики или провокации?

В частности, по мнению Давида Шнейдерова, "фильм "Сволочи" — это художественная провокация, не опровергнутая документально". И почему бы не "выдвинуть такую версию" насчет тайных переговоров Гитлера со Сталиным, показанную в фильме "Шпион" по Акунину?

"Уникальный случай, — отметил Давид Шнейдеров, — что фильм "Битва за Севастополь" вышел одновременно в России и на Украине. При том, что Украина запрещает советские и российские фильмы и сериалы и сколько совместных проектов кануло в небытие".

Кинокартина "Сталинград", по мнению критика, позволяет надеяться, что мы можем снимать успешное кино о Великой Отечественной войне, в котором "ничего противоречащего документам" нет.

Главное, чтобы все мы видели войну только на экранах, а не в жизни. "Давайте лучше снимать кино по воспоминаниям наших отцов. Это лучше, честнее и добрее. Давайте мы с вами не увидим друг друга в шинелях и с калашниковым в руках", — на такой пацифистской ноте закончилась беседа корреспондента "Правды.Ру" с кинокритиком.

Читайте интервью с кинокритиком в ближайшее время в рубрике "Общество"