18 марта 1967 года средь бела дня при хорошей погоде на полном ходу супертанкер «Торри Каньон» сел на рифы «Семь камней» у побережья Великобритании на западном входе в Ла-Манш. Судно американских владельцев шло из Кувейта под либерийским флагом и с итальянским экипажем на борту, в его танках находилось 118 тонн сырой нефти из Персидского залива. Шесть танков из 18 были повреждены; разлилось 30 тыс. тонн нефти, которая в виде нефтяного слика шириной 20 миль начала дрейфовать в направлении Ла-Манша. В результате разразившегося шторма в море дополнительно вылилось еще 18 тыс. тонн нефти. 26 марта шторм окончательно разрушил аварийный танкер, и в море вылилось еще 40-50 тыс. тонн нефти.
Это была первая катастрофа подобного рода, повлекшая ужасающие экологические последствия. Попытка стащить терпящее бедствие судно со скал не увенчалось успехом, при этом погиб голландский спасатель. Самолеты английских ВВС днем и ночью бомбили разломанный корпус «Торри каньона», пытаясь сжечь нефть, еще оставшуюся в трюмах танкера. Военные и спасательные суда, целая флотилия рыболовецких шхун сбрасывали в море химические реактивы, уничтожающие нефть. Она покрыла 120 миль английского побережья, 55 — французского, погибли 15 000 птиц (прочую морскую живность было просто не сосчитать), в 300 миллионов долларов был оценен ущерб для индустрии туризма. Газеты пестрели огромными заголовками «Катастрофа XX века», «Черная опасность», «Битва у берегов»... Виновным был признан капитан Ругьяти, который полностью доверился автоматике и не обращал внимания на советы помощника и сигналы маяка.
18 марта 1980 года на Государственном испытательном космодроме Плесецк при подготовке к запуску ракеты-носителя среднего класса «Восток-2М» на пусковой установке произошел взрыв. Предстояло провести очередной пуск ракеты-носителя «Восток-2М» с космическим аппаратом военного назначения. Пуск был назначен на 21 час 16 минут. Накануне ракета была установлена в стартовом сооружении и прошла без замечаний автономные и генеральные испытания. К 19 часам все блоки ракеты были полностью заправлены керосином. Продолжалась заправка жидким кислородом и азотом, при этом баки боковых блоков были уже заполнены полностью, завершалась заправка перекисью водорода. В 19 часов 01 минуту — произошла яркая вспышка и море огня охватило всю пусковую установку. За 30 секунд серия из трех или четырех взрывов полностью уничтожила ракету Образовавшаяся смесь из 73-х тонн керосина и 179-ти тонн жидкого кислорода превратила стартовый комплекс в огненный ад — в жидком кислороде горел даже металл. В это время на своих рабочих местах в соответствии со штатным расписанием находились и выполняли операции технологического графика 141 человек. Из них непосредственно на стартовом комплексе погибло 44 человека. 43 человека, получивших ожоги различной степени, были доставлены в госпиталь, четверо из которых в последствии скончались.
Для выяснения причин взрыва была образована Правительственная комиссия. Основная сложность ее в работе заключалась в отсутствии прямых свидетельств о месте и причинах катастрофы — свои версии рабочие группы строили, опираясь на результаты опроса уцелевших номеров боевого расчета и очевидцев катастрофы, многие из которых находились на достаточно большом удалении от пусковой установки. Комиссия приняла решение, что причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». Те, кто мог это опровергнуть, погибли. Каковы бы ни были причины трагедии, сухие строки отчета Правительственной комиссии и воспоминания очевидцев сохранили примеры мужества, верности воинскому долгу и товарищеской взаимопомощи, когда командиры спасали своих подчиненных и подчиненные выносили из огня командиров. Из огнедышащего вулкана подполковник Касюк, майоры Ручков и Кенов, капитаны Хлямов и Лаврентьев через огонь, дым и раскаленные двери выводили своих подчиненных, в первую очередь, думая об их спасении. Майор Ручков погиб, спасая людей. Капитана Лаврентьева, получившего тяжелые ожоги, спасли его подчиненные — рядовые Баширов и Беглиев. Выносили из огня своих товарищей и оказывали им первую помощь старший сержант Александров, сержант Сергиенко, ефрейтор Лохмаков и рядовой Мамиджаев. Рядовые Шахназаров и Дурдыев в условиях сильного задымления и отсутствия видимости стояли в кабельном канале и у выхода из стартового сооружения, голосом подзывали людей и указывали им выход в безопасное место. Подполковник Касюк, прапорщик Рябов, ефрейтор Ганбаров, рядовой Павлов провели отстыковку заправочных шлангов, эвакуировали с «нулевой отметки» заправочные агрегаты и открыли газосброс на кислородно-азотном заводе. Майор Лобур, капитан Суховерков встали в строй аварийно-спасательной группы... Все три дня, ликвидируя последствия катастрофы, мужественно работали и офицеры, и солдаты. Их обливали водой, и они уходили за погибшими товарищами внутрь стартового сооружения, откуда еще било пламя… 5 февраля 1996 года на основании Акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года было подписано Решение №Н-4075 о реабилитации боевого расчета 1-го ГИК МО. В этом решении было признано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчета космодрома.
События:
18 марта 1809 года во время русско-шведской войны 1808-1809 годов русский корпус под командованием знаменитого князя Багратиона занял Аландские острова.
В этот день в 1869 году на заседании Русского химического общества было впервые объявлено об открытии Д.И.Менделеевым соотношении между свойствами элементов и их атомными весами – знаменитой Таблицы.
18 марта 1871 года произошла первая пролетарская революция - Парижская Коммуна.
В этот день в 1925 году произошел крупный пожар в лондонском Музее восковых фигур мадам Тюссо. Огонь уничтожил два этажа экспозиции.
18 марта 1960 года вышла в эфир первая передача телевизионного «Клуба путешественников».
Также 18 марта, но в 1965 году состоялся первый в истории выход человека в открытый космос. Советский космонавт Алексей Леонов в течение 10 минут находился за бортом «Восхода-2».
18 марта 1990 года произошла самая крупная в истории кража картин. Из бостонского музея Изабеллы Стюарт-Гарднер двое воров вытащили 12 полотен, в том числе Рембрандта, Дега и Мане. Сумма ущерба составила 300 миллионов долларов.
Дни рождения:
18 марта 1844 года родился Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 - 21.6.1908), выдающийся русский композитор.
В этот день в 1858 году родился Рудольф Дизель (1858 - 29.9.1913), знаменитый немецкий инженер, создатель известного типа двигателя.
Также в этот день, но в 1869 году родился Невилл Чемберлен (1869 - 9.11.1940), премьер-министр Великобритании, подписавший знаменитое Мюнхенское соглашение 1938 года.
18 марта 1874 года родился Николай Александрович Бердяев (1874 - 24.3.1948), религиозный философ.
18 марта 1959 года родился Люк Бессон , известный французский кинорежиссер. Помните такие его хиты, как «Никита», «Леон» или «Пятый элемент»?
Также 18 марта, но в 1980 году родился Алексей Ягудин , знаменитый фигурист, трехкратный чемпион мира и олимпийский чемпион 2002 года.
Скорбные даты:
Согласно летописям, именно 18 марта 1584 года скончался Иван IV Грозный (25.8.1530 - 1584), знаменитый Рюрикович, царь всея Руси.
18 марта 1745 года скончался Роберт Уолпол (граф Орфорд), (26.8.1676 - 1745), первый премьер-министр Великобритании.
В этот день в 1868 году скончался Петр Дмитриевич Горчаков (5.7.1789 - 1868), князь, генерал от инфантерии.
В этот день в 1964 году скончался Норберт Винер (26.11.1894 - 1964), выдающийся американский математик, считающийся «отцом кибернетики».
18 марта 1996 года скончался Лев Адольфович Озеров (Гольдберг) (23.8.1914 - 1996), литературовед, поэт и переводчик. Именно он сказал: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
Именины:
Сегодня по православному календарю именины отмечают: Давид, Иван, Константин, Марк, Федор и Феофан.
Выпуск подготовили Гуля Брик и Макс К*.