Два астрономических открытия, два покушения на царей и рождение основателя саейнтологии

13 марта в разные годы были сделаны два важных астрономических открытия. В 1781 году английский астроном Вильям Гершель с помощью собственноручно изготовленного телескопа открыл седьмую планету Солнечной системы — Уран. Правда, первоначально он принял ее за комету. Когда выяснилось, что это неизвестная ранее планета, он получил медаль Королевского общества и должность придворного астронома. Гершель назвал планету в честь своего высокого покровителя Георга III, короля Англии, «Звездой Георга». Но э то название не прижилось за пределами Англии. Французский астроном Ж. Лаланд называл планету Гершель, а немец Иоганн Боде предложил современное название — Уран — в честь древнегреческого бога.

В 1930-м американский астроном Клод Томбо объявил об открытии им девятой планеты Солнечной системы. П оиском девятой планеты в начале 20-го века активно занимался Персиваль Ловелл, основатель Ловелловской обсерватории в США. Но его труд оказался безуспешным. В 1916 г. Ловелл скончался и поиски были прерваны. Ирония судьбы заключается в том, что на фотоснимках, сделанных в ходе поиска Ловелла, Плутон должен был быть — но его изображение попало на дефект фотопластинки. Поиск был возобновлен в 1929 г. и поручен специально нанятому для этого молодому астроному-любителю Клайду Томбо. Менее чем через год при сравнении фотографий Томбо обнаружил новую планету, выглядевшую как звёздочка 15-й величины в созвездии Близнецов. Право выбрать имя для новой планеты принадлежало директору Ловелловской обсерватории.

Вдова П. Ловелла предложила назвать планету Зевс, потом Ловелл, а потом и своим именем — Констанс. Ни одно из этих предложений не было встречено с энтузиазмом. Было и много других предложений. Например, газета «Нью-Йорк Таймс» предложила назвать планету Минерва. Предлагались названия Артемида, Афина, Вулкан, Гера и многие другие. Название Плутон предложила 11-летняя девочка Венеция Берни из Оксфорда. За завтраком её дед, работавший библиотекарем в Оксфордском университете, прочитал в газете «Таймс» об открытии новой планеты и спросил внучку, как, по её мнению, лучше назвать планету. Девочка ответила, что раз планета такая далёкая и холодная, её следует назвать в честь римского бога подземного царства Плутона. Профессор Герберт Холл Тернер послал по телеграфу это предложение своим коллегам в США, и после короткого обсуждения оно было практически единодушно принято. Плутон ( 134340 Pluto ) — карликовая планета. До 24 августа 2006 считалась девятой планетой Солнечной системы, но XXVI Ассамблея Международного астрономического союза лишила её этого статуса.

13 марта 1922 года родился Давид Никитович Кугультинов (1922 —2006) , поэт, классик калмыцкой литературы — человек удивительной судьбы и удивительного мужества. В 1931 году его отец был раскулачен и семья сослана в Алтайский край. Девятилетним мальчишкой Давид чуть не умер от голода, а в12 издал первое стихотворение. В 1940 году был издан его первый поэтический сборник «Стихи юности». Талантливого восемнадцатилетнего юношу, по рекомендации Александра Фадеева, приняли в Союз писателей, а в 1941-м он ушел на фронт. В 1943 году Сталин объявил калмыков врагами и предателями. Поэта арестовали прямо на поле боя и депортировали вместе со своим народом в Сибирь. День Победы он встретил в концлагере. Из лагеря Давид написал письмо Сталину, в котором напомнил, что калмыки стали частью России еще во времена Василия Шуйского, прикрыв южные рубежи от вторжений, чем еще более усугубил свою судьбу: долгожданную свободу получил лишь в 1956-м. В 1967-м Давид Кугультинов экстерном закончил Литинститут и тут же возглавил Союз писателей Калмыкии. В 1970-е стал членом правления Союза писателей СССР. Давид Кугультинов — автор более 80 книг. Всей стране известны его поэмы и сборники «Любовь и война», «Моабитский узник», «Песнь чудесной птицы», «Сар-Герел», «Воспоминания, разбуженные Вьетнамом», «Повелитель Время», «Бунт разума», «Шахматист»... Его лирика по-восточному мудра и рассудительна.

События:

13 марта 1839 года в России был издан указ о порядке исчисления верст по всем дорогам империи. Отправной точкой для всех маршрутов стало Адмиралтейство в российской столице.

В этот день в 1881 году состоялось покушение на царя - народоволец Гриневицкий смертельно ранил Александра II.

Также в этот день, но в 1887 году было сорвано покушение – уже на Александра III. За 15 минут до проезда императорской четы были арестованы шесть членов террористической фракции «Народной воли», у которых при себе были найдены две большие бомбы и старая книга с динамитом. Спустя полтора месяца пяти организаторам покушения, в том числе и 21-летнему студенту 3-го курса естественного отделения Петербургского университета Александру Ульянова (брату В.И.Ленина), будет вынесен смертный приговор.

13 марта 1917 года (90 лет назад) вышел первый номер газеты «Известия Петроградского совета рабочих депутатов». Впоследствии издание выходило под названием «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», а сегодня газета зовется просто - «Известия».

В этот день в 1930 году закрылась «Московская биржа труда». Последнее направление на работу здесь было выдано некоему слесарю Михаилу Шкунову. Таким образом, СССР стал первой в мире страной, полностью покончившей с безработицей. Мало, но оставались лишь «уклонисты» да «тунеядцы».

13 марта 1992 года создан Центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО). Местом его базирования был определен город Жуковский Московской области. К нынешнему дню Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России («Центроспас») не раз в России и за рубежом доказал свою высочайшую профессиональную подготовку.

Дни рождения:

13 марта 1733 года родился Джозеф Пристли (1733 - 6.2.1804), английский священник, ставший знаменитым химиком и философом-материалистом. Именно он впервые открыл аммиак и является одним из первооткрывателей кислорода.

В этот день в 1888 году родился Антон Семенович Макаренко (1888 - 1.4.1939), знаменитый российский педагог и писатель.

13 марта 1910 года родилась Ирина Николаевна Бугримова (1910 - 20.2.2001), легендарная артистка цирка, дрессировщица львов, народная артистка СССР и Герой Социалистического Труда.

Также 13 марта, но в 1911 году родился Лафайет Рональд Хаббард (1911 - 24.1.1986), писатель-фантаст, основатель дианетики и сайентологии. Запрещенная в ряде стран, но также и известная своими голливудскими последователями, сайентология постулирует вечность человеческой идентичности, называя её термином «тэтан». Эти нечто (не путайте с душой!) скитаются по созданной ими же Вселенной миллиарды лет. Целью же сайентологии является освобождение тэтанов ото всех ограничений материального мира: материи, энергии, пространства и времени.

В этот день в 1913 году родился Сергей Владимирович Михалков , знаменитый детский писатель, баснописец, драматург, автор слов гимнов СССР и России, отец двух не менее знаменитый братьев-кинорежиссеров, главный редактор сатирического киножурнала «Фитиль», лауреат Ленинской, трех Сталинских и Государственной премий СССР, Герой Социалистического Труда.

13 марта 1942 года родился Скэтмен Джон (Джон Ларкин), (1942 - 3.12.1999), американский певец и композитор. В 1994 году работавший в Норвегии джазовый музыкант записал простую песенку, благодаря которой стал популярен на весь мир. Уже не молодой и явно не секс-символ, он опроверг все устоявшиеся каноны появления новых звезд. Даже свое заикание он обратил в «изюминку», причем до конца своих дней оказывал помощь людям, страдающим от этого дефекта речи.

В этот день в 1944 году родился Игорь Эмильевич Кио , знаменитый советский фокусник, сын другого великого иллюзиониста - Эмиля Кио.

13 марта 1945 года родился Анатолий Тимофеевич Фоменко , математик, академик РАН, сделавший попытку опровергнуть всю мировую историю. На основе расчетов дат затмений и других астрономических феноменов, а также опираясь на лингвистику, он провозгласил, что история древнего мира была написана в средневековье – почти как приключенческий роман.

13 марта 1951 года родилась Ирина Ивановна Алферова , знаменитая советская-российская актриса. Помните Констанцию, которую так любил Д’Артаньян - Боярский?

Скорбные даты:

В этот день в 1807 году (200 лет назад) скончался Николай Петрович Резанов (8.4.1764 - 1807), легендарный дипломат, торговец, один из учредителей Российско-Американской компании, инициатор первой русской кругосветной экспедиции. Именно история его любви и странствий хорошо известна благодаря спектаклю Ленкома «Юнона» и «Авось».

В этот день в 1881 году погиб Александр II (29.4.1818 - 1881), российский император. Убит в результате таракта.

13 марта 1987 года скончался Бернхард Гржимек (25.4.1909 - 1987), знаменитый немецкий зоолог и писатель.

Именины:

Сегодня по православному календарю именины отмечают: Арсений, Василий, Вениамин, Иван, Кира, Лев, Марина, Николай, Прокопий и Симон.

Выпуск подготовили Гуля Брик и Макс К*.

Обсудить