Нападки на Церковь: совпадение или спланированная акция?

Церкви объявлена открытая война?

Великий пост 2012 года надолго запомнится верующим. Ему нет равных по числу нападок на Церковь, по количеству инцидентов в храмах, начиная от Pussy Riot и заканчивая "стриптизом" неизвестного в Богоявленском соборе. Дня не проходит, чтобы СМИ не "протащили" очередную антицерковную тему. Что это — война? "Правда.Ру" спросила тех, кто может ответить…

В нынешний Великий пост верующим лучше было не смотреть телевизор, не читать газеты и, упаси Боже, не лазить в интернет. Число нападок на Церковь и ее служителей превысило все мыслимые пределы — о том, какое у них плохое православие, плохой патриарх, плохие нормы поведения и вообще все плохо, верующие узнавали день за днем во всех подробностях. К несчастью, многих эти нападки спровоцировали на не всегда адекватные, порой сгоряча данные ответы, что лишь сыграло на руку противникам "клерикализма". А кто-то всерьез смутился, прочитав про "Брегет" патриарха Кирилла или не докопавшись до сути истории с "Домом на набережной", нанопылью, засыпавшей библиотеку патриарха и его то ли двоюродной, то ли троюродной сестрой, проживающей в квартире главы Русской православной Церкви.

Надо признать, масло в огонь подливали обе стороны. Одна — провоцировала, дразнила, упрекала, а другая — старалась оправдаться и даже, увы, огрызнуться. Весьма неосторожны были многие высказывания "пресс-секретаря Церкви", отца Всеволода Чаплина, давшие повод к перетолкам и вызвавшие неприязнь даже у его "коллег". В частности, резко раскритиковал отца Всеволода диакон Андрей Кураев. "Ну вот зачем день за днем от имени Церкви оскорблять миллионы людей?" — вопросил он в своем блоге в "Живом Журнале" в ответ на очередную реплику протоиерея Чаплина. А когда тот в свойственной ему манере начал оправдывать роскошь епископской жизни, Кураев и вовсе резанул, как бритвой.

"Нет ничего плохого, что патриарху или священникам дарят дорогие предметы быта. Люди всегда несли самое дорогое в храм или резиденцию епископа. Это не просто мирской престиж, но и убежденность, что епископ — это образ торжествующего, царствующего Христа, поэтому ему приличествуют дорогие вещи. В православии в этом нет ничего дурного", — заявил Чаплин.

"Дорогие собратья и сослужители, может, оставите свою апологию стяжательства, карьеризма и должностной непогрешимости? Хотите жить богато — живите. Осуждать не стану. Иногда даже буду завидовать (ибо и сам не свят). Но Веру нашу не троньте и Евангелие Христово не подменяйте. Если эти слова о. Всеволода и есть позиция Патриархии — то какой вывод из них должны сделать сотни новых епископов, вступающих во владение своими новыми дробно-бедными епархиями? Мол, чтобы не срамить Христа торжествующего, и мы должны обставить свой быт (а о. Всеволод тут сказал именно про предметы личного быта, а не предметы богослужения) с максимальной роскошью. Это называется — "епископы станут ближе к народу"?" — написал в своем ЖЖ отец Андрей.

Надо признать честно: подобного рода сомнения и споры были, есть, и, надо думать, будут всегда. Не впервые отец Всеволод занимается апологией роскоши, и не впервые вокруг этого возникает неприятие и недоумение. Это, так сказать, привычный фон церковной жизни — но именно в этом году вокруг него поднялся неуемный вой СМИ. Читаешь — и складывается впечатление, будто пресловутые часы патриарха Кирилла были куплены на украденные средства, которые должны были пойти на помощь голодающим детям Африки.

А тяжба из-за квартиры в "Доме на набережной", еще одном камень преткновения нынешнего поста, ведется с бедным и честным хирургом-бессребренником, а не с экс-министром здравоохранения, от чьего ухода из министерства перекрестился с облегчением сам доктор Рошаль. Иными словами, масштаб раздутой СМИ истерики не соответствует ее предмету.

"Информационная война" — такое словосочетание звучит все чаще. Правда ли, что Церкви объявлена открытая война, и каждое лыко теперь будет в строку? Наш корреспондент Юлия Богородская собрала разные мнения по этому поводу…

Комментарий Людмилы Беневетской, политтехнолога и пиар-технолога.

— Почему в последнее время участилась атака на Патриарха? Внезапно начали всплывать часы, квартира, происходить другие скандалы. Кто стоит за этим? И почему это происходит именно сейчас? И действительно ли это не отдельные случаи, а целенаправленная информационная война с применением политтехнологий?

— Ситуацию "участившихся нападок" на Патриарха Кирилла вполне можно было прогнозировать, и было бы более странно, если бы этого не случилось. Надо сказать, что Церковь в течение почти века что была организацией, которой было невозможно не то, что обозначить свои позиции по тем или иным событиям, но и сам факт своего присутствия в жизни человека и общества нельзя было обозначить и обнародовать. В период перестройки главной стала задача возрождения церковной жизни, заключающаяся, в первую очередь, в строительстве и возрождении храмов и монастырей. И вклад патриарха Алексия в дело возрождения церковной жизни в России невозможно не оценить. На сегодняшний момент эта задача в определенной мере выполнена, и трудно не заметить, что Патриарх Кирилл во главу угла поставил проповедь, миссионерство. Он озвучивает мнение церкви, открыто его выражает и не собирается тихо помалкивать в своей монашеской келье.

Активная позиция Патриарха, разумеется, не могла остаться незамеченной и не вызвать ответной реакции. Но полемизировать с Патриархом сложно, человек он весьма образованный и умный. И вот когда нет аргументов в полемике, вдруг всплывают "часы", "квартиры" и все прочее, что сможет придумать буйная фантазия журналистов. Здесь нет технологий информационной войны, здесь есть неумная позиция СМИ.

Церкви объявлена открытая война?. 258439.jpeg

— Многие вообще не понимают, зачем нападать на Церковь. Ведь, по их мнению, Церковь никому особо не нужна… Некоторые считают, что в самой Церкви все не так, как надо, и поэтому происходят эти нападки. Как вы считаете, можно ли и нужно ли критиковать церковное руководство и Патриарха лично?

— Видимо, не только нужна, но и кому-то очень даже мешает. Позиции-то не особо удобные и у Церкви, и у Патриарха. Ладно бы хоть "не убий", "не укради". С этим как раз понятно, за это и посадить могут. Но не прелюбодействуй, не услаждайся едой, не завидуй и, о ужас, оторвись от телевизора! Это же немыслимо! Ведь если принять, что все это плохо, как жить-то, когда у многих из этого и состоит вся жизнь? Нет, лучше мы скажем про "часы" и успокоенные, что никто не без греха, пойдем есть, пить и гулять дальше. Дело-то не в Церкви и не в Патриархе. Дело в нас. Кто-то идет в Церковь к Богу, а кто-то посмотреть на чужие часы и "мерседесы". Качественная разница между этими людьми огромна. И тут дело твоего выбора, к какой категории отнести себя. Ты на себя любимого сначала посмотри, а потом уж о чужих часах думай.

— Почему Церковь легко критиковать? Почему бить по ней так легко?

— Критиковать и бить легко всех, кто в ответ не выедет к тебе на бронетранспортере. Да и что значит "бить"? За 70 лет советской власти разрушили миллионы храмов в этой стране, убили тысячи священников. И вот перед нами хилое потомство тех доблестных комсомольцев, выродившихся в Pussy Riot и в лупу рассматривающее отражение чужих часов на фотографии. Это ли не наказание? Куда уж хуже. По Церкви бить невозможно, в любом случае попадешь по себе.

— Есть информация, что определенная сумма была перечислена на дискредитацию Патриарха. Как вы считаете, кому и чем мешает лично Патриарх и Православная Церковь?

— Я такой информацией не располагаю. Да и зачем платить деньги, когда мы все горазды и сами побыть в образе "вопиющей праведности"? Технология информационной войны имеет определенные признаки, и за этим всегда стоят большие деньги. В данном случае таких признаков не наблюдается. Это скорее эффект брошенного в воду камня. Кто-то бросил горячую тему и все подхватили, пока волна не прошла. Что служит не к чести журналистов — но честь понятие ныне совсем не модное, а уж среди журналистов и вовсе редко встречающееся.

Комментарий священника и преподавателя Духовной Семинарии Константина Пархоменко:

Мой собеседник назвал мне и фамилии, первой из которых фигурировала фамилия беспринципного лгунишки С. Белковского. Прошло время — и точно, акция стартовала за две недели до Великого Поста (и за три недели до выборов президента) гадливой статьей Белковского в "Московском Комсомольце".Для всякого человека, имеющего уши и глаза и умеющего хотя бы чуть-чуть анализировать происходящее, несомненно, что против Русской Православной Церкви и ее Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла развязана информационная война, борьба за дискредитацию. О том, что такие акции готовятся, мне рассказал еще в декабре прошлого года знакомый человек из компетентных органов. Через месяц я опубликовал заметку об этом в своем блоге. Я счел нужным предупредить своих читателей о готовящейся акции, потому, что долг любого пастыря защищать овец от опасности и предупреждать о приближении волков.

Кто заэтим стоит? Мне не хотелось бы называть страны и имена. Те, кому нужно — знают, а обывателям давать повод пошуметь и поскандалить не хочу. Не секрет, что несмотря на доброжелательные отношения России с США, некоторые деятели в этой стране стараются дестабилизировать ситуацию в нашей стране. В Британии этим занимается Б. Березовский и некоторые другие.

Не раз я слышал, что это "страшилки". Я не говорю об оплате заказных политических акций — в этом я не компетентен. Но я могу совершенно обоснованно сказать, что знаю, как на деньги, поступающие из-за рубежа, финансируются раскольнические акции в России. Года три назад был так называемый "проект Диомид". Чукотский епископ ушел в раскол. Патриархия запретила епископа Диомида в священнослужении и так далее. Он не подчинился. Об этом много говорили, писали…

Мои друзья, священники, служившие в тех местах, рассказывали, как приезжали целые автобусы тепло одетых людей. Они выходили, разворачивали транспаранты. Тут же подвозили прессу. Приезжие требовали вернуть "истинно православного владыку". Пресса снимала материал и уезжала. Тут же сворачивались и эти демонстранты. Грузились в автобусы и уезжали. Местные жители недоумевали: "Кто это вообще был?"

"Проект Диомид", направленный на создание раскола в Русской Православной Церкви, заглох, то ли потому, что сам владыка Диомид оказался нехаризматичной фигурой, то ли по какой-то иной причине.

Подобных примеров можно привести много. Известно о зарубежных финансовых вливаниях во многие раскольнические организации в России.

Нынешняя кампания тоже имеет своих идейных вдохновителей. Мы видим, что сейчас умело раскручиваются две темы: панк-группа Pussy Riot и часы и квартира Патриарха. Раскручивая эти темы, заинтересованные люди достигают своих целей.

В случае с панк-группой задача идеологов акции была в том, чтобы вбить клин между верующими и неверующими. Поссорить тех, кто считает, что девушки осквернили храм и должны быть наказаны, с теми, кто уверен, что это креативная акция и что нужно проявить милосердие к милым артисткам.

В случае с часами и квартирой Патриарха идет прямое педалирование задачи: дискредитировать Православие.

Церкви объявлена открытая война?. 258436.jpeg

Разделить российское общество, дискредитировать сильнейшую консолидирующую силу — Русскую православную Церковь — мечта многих людей, ненавидящих Россию. Если раньше многие россияне, даже не считающие себя православными, испытывали к Церкви доверие, то сегодня пошатнулось это доверие и у людей, считающих себя православными.

Те, кто считает, что в Церкви все не так, как надо, просто обольщаются насчет своей компетенции в этих вопросах. Вот предложи человеку пирог испечь. Он и то полезет в книжку или в интернет за рецептом. Но в отношении Русской Православной Церкви почему-то все считают себя настоящими специалистами. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Приведу пример. Часто слышал в СМИ, как люди с умным видом обсуждают, что Патриарх - это монах и что он не имеет права, как монах, иметь квартиру. А знают ли эти "специалисты", что еще в древневизантийское время было постановлено, что если монаха призывают на игуменское или епископское служение, то это высочайшее служение по необходимости ослабляет для монаха некоторые обеты? Например, монах квартиру иметь не может, а епископ может. Монах не может командовать, но должен смиряться. А теперь представьте, что этого монаха сделали игуменом монастыря. Должен он в таком случае командовать, руководить общиной, или нет?

В нашей Церкви есть много моментов, над которыми с любовью, благоговением и компетенцией надо работать. Надо налаживать монастырскую жизнь, делать приходы более открытыми для молодежи, вести миссионерскую, просветительскую, социальную и прочую деятельность. Много интересных векторов, и о них Святейший Патриарх говорит открыто, а порой и жестко на ежегодном городском собрании Московской Епархии. Такие собрания происходят каждый год в декабре. Материалы тут же выкладываются на сайт. Вот, почитайте на сайте Патриархия.ру доклады Патриарха прошлого, позапрошлого годов. Все прозрачно. Все темы поставлены и все названо своими именами.

Так что Церковь никогда не делала вид, что все в порядке. Да и о каком порядке можно говорить, если Церковь в советское время была парализована? Первые 20 лет после перестройки Церковь только приходила в себя. Сегодня по-настоящему начинает работать. Пошла в общество, в армию, в школы. А кое-кто, увидев реальную работу, сразу испугался и возопил: остановите Церковь, остановите попов!

Критиковать можно всякого человека, но критика должна быть обоснованной и конструктивной. Я бы добавил: еще и интеллигентной, но, похоже, с этим в нашем обществе большие проблемы, поэтому пусть она хотя бы будет обоснованной и конструктивной.

Критика насчет часов Патриарха — просто смех. Давайте называть вещи своими именами, в основе всего обсуждения часов лежит банальная зависть. Можете себе представить, чтобы в Европе кто-нибудь фотографировал часы кардиналов или Папы? Уровень претензий к Церкви другой! "Почему не венчают однополые браки? Почему не посвящают в священный сан женщин?". Или как в Британии пару лет назад написали на автобусах: "Возможно, Бога нет". Худо-бедно, но там какой-то богословский уровень претензий к Церкви. У нас же "босота и гопота".

Люди, которые обсуждают стоимость часов Патриарха, расписываются в своей нравственной убогости. Для этих людей все в мире выражается в деньгах. Селедка стоит столько-то, штаны — столько-то. Часы — ого-го, сколько это разных вещей за одни такие часы купить можно!

Нормальные и состоявшиеся как личности люди воспринимают вещь хорошей, если она качественная и хорошо служит своему предназначению. Представьте, Патриарху дарят такие часы (уверяю, Патриарх не бегал по магазинам и не приценивался). Патриарх отмечает, что часы хорошие, красивые, удобные. Надевает эту вещь и забывает о ней. Вернее, относится к ней как к вещи. Не думает о своих часах, не спешит в магазин подобрать ремешок другого цвета, не сидит ночами в интернете, чтобы узнать о стоимости часов и растут ли они со временем в цене, не чатится с френдами и не хвастается вещью.

Но для человека, для которого основой жизни является потребительская установка, все в жизни выражается в денежном эквиваленте. Для такого человека часы представляют ценность не как просто часы, а как вложенные деньги! Такого человека греет мысль, что он может эти часы продать и купить столько-то колбасы, или выпивки, или просто получить пачку хрустящей наличности. Переводя на афористичный язык эту разницу мировоззрений, можно сказать, что одни имеют, чтобы жить, а другие живут, чтобы иметь.

Думаете, Патриарх не расстался бы легко с часами, если бы ему сказали, что они помогут спасти чью-то жизнь, кого-то обогреть, накормить?

Патриарх к этим вещам не прилепляется. Он пользуется, но с радостью расстанется, если это действительно будет необходимо. Просто люди, которые осуждают Святейшего, сами испытывают к этим побрякушкам нездоровый интерес, сами мечтали бы быть обладателями подобных вещиц. Вот они свою озабоченность и переносят на Патриарха; как говорится, с больной головы на здоровую.

А про квартиру вообще смешно говорить. Эксперты госорганизаций провели обследование и подсчеты суммы необходимой для полной реставрации поврежденной квартиры и имущества. Какие вопросы к Патриарху? Ему нужны этим миллионы? Если, например, скажут: "Реставрацию книг сделаем Вам бесплатно…", то какую реакцию ожидаете от Патриарха? Думаете, он скажет: "Э, нет, давайте деньгами"?

Церкви объявлена открытая война?. 258441.jpeg

Есть претензии к сумме — не трепите имя Святейшего Патриарха, идите и подавайте в суд на организации, сделавшие такие расчеты. И на НТВ приглашайте не представителя Московской Патриархии, а представителя организации, производившей подсчеты стоимости реставрации. Вот и все. Православная Церковь старается свои отношения со всеми строить на принципах доброжелательности и миролюбия. Никто не рискнет сделать то, что позволяют себе делать в отношении Православия с мусульманами. Поэтому бить Церковь безнаказанно и просто.

Но я уверен, что необходима выработка механизмов правовой дисциплины в этом отношении. Вот, опыт с группой Pussy Riot может помочь выработке некоторых механизмов, которые сделают невозможным повторение подобных акций.

Призываю на читателей портала Божие благословение и поздравляю с наступающим всерадостнейшим праздником: Христос Воскресе!

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *