"Баллада о солдате" как драма о вечном

"Баллада о солдате" — возможно, один из самых известных советских фильмов. Разве что "Броненосец Потемкин" имел большую славу. Но Сергей Эйзенштейн в 20-х годах ХХ века создавал киноязык, а Григорий Чухрай, 30 лет спустя, им блестяще воспользовался. И еще он не стеснялся говорить о любви, от которой кружится голова и перехватывает дыхание.

Григорий Наумович сам фронтовик, десантник, много чего повидавший на войне, Ордена Отечественной Войны первой и второй степеней и особенно орден Красной звезды — просто так не давали. Но он не очень-то хотел возвращаться к пережитому в своих фильмах. Взрывы, перестрелки и атаки — все это его не прельщало. Он закончил ВГИК, наверстав то, чему помешала война, поработал немного ассистентом, и ему, как человеку зрелому, коммунисту и орденоносцу — быстро доверили снимать самому.

Его первым фильмом стал "Сорок первый" по повести Бориса Лавренева. История в нем не про Великую Отечественную войну, как кому-то может показаться, а про гражданскую. Про те времена, но больше про взаимоотношения: молодая женщина, уже отправившая на тот свет сорок человек, и пленный офицер. Он то и стал "сорок первым". Фильм был снят "на пустом месте": он, она и пейзажи. Но миллионам зрителей понравилось. Картина получила награду в Каннах. На следующую работу Чухраю отпустили уже побольше средств. Эта история начинается с конца: мать ждет сына. Много лет прошло с окончания войны, он убит, похоронен где-то далеко, но она продолжает приходить на околицу села, в слабой надежде на чудо.

Сын ее был связистом с позывным "Зяблик". Очень дисциплинированным, пока не получил приказ отходить, доложив командованию, что идут вражеские танки — ни шагу назад не сделал. Получил приказ — побежал. А один из танков — за ним. Но почему-то не стреляет. Катится железная махина, а солдат в каске с винтовкой, телефоном — от нее. Танк — символ неотвратимости, злой рок, от которого улепетывает маленький человек. Но и другие мысли тоже появляются: чего немецкий танкист хочет? То ли задавить гусеницами, то ли покуражится? Или пожалел? Но наш его не пожалел, когда споткнулся о брошенное кем-то противотанковое ружье. Бац по танку, тот и задымил. Потом по второму. За это его к награде представили, а он, не будь дурак, в отпуск попросился, к маме съездить, повидаться. И поехал. Но не только по "просторам необъятной Родины", а еще, так у него получилось, от человека к человеку: то земляк попросил весточку домой передать, то инвалид встретился, который не решается к жене ехать без ноги. А потом девушка в товарный вагон заскочила…

Читайте также: Владимир Хотиненко: Коллективной исповеди нет

В результате к матери он доехал, но времени осталось только на то, чтобы обнять ее и сказать: "Я вернусь!" Кто же этот девятнадцатилетний паренек, который, как кто-то заметил, "с великолепной щедростью раздает себя людям"? Ангел по имени Алеша Скворцов.

Его роль исполнил Владимир Ивашов, тогда 19-летний студент ВГИКа, мгновенно получивший всемирную известность. Но слава его не испортила. Она немного испортила ему жизнь, но не характер. Потом он сыграл еще в несколько прекрасных ролей, прежде всего, конечно, лермонтовского Печорина, в фильмах Станислава Ростоцкого. Ну и конечно, в "Новых приключениях неуловимых" Эдуарда Кеосояна. Он снялся в общей сложности более чем в трех десятках фильмов, иногда был задействован в двух, трех, четырех в год. Но шедевров среди них уже не было. А в 90-е годы в кино вообще перестали платить деньги, он пошел работать на стройку. В 55 лет его не стало.

Его партнерша Жанна Прохоренко, приглашенная Григорием Чухраем, с первого курса актерского училища, вынуждена была перевестись из школы студии МХАТ, где сниматься категорически не разрешали, во ВГИК. Ее судьба после "Баллады о солдате" также сложилась непросто. Через пару лет был нашумевший фильм "А если это любовь" Юлия Райзмана. Вообще она снималась много, но уже в 80-х ходили слухи, что "Прохоренко пьет". Ничем кроме зависти их объяснить невозможно. Конечно, среди советских актрис были алкоголички, но Жанна Трофимовна в их число не входила. Она дважды побывала замужем, у нее родилась дочь, ставшая, как и мать, актрисой.

Один из секретов популярности фильма в том, что даже в эпизодах были заняты очень талантливые актеры. И звезды тех лет: Николай Крючков, Григорий Юматов. И будущие звезды: Эльза Леждей, Евгений Евстигнеев. За каждым из персонажей — угадывается своя интересная история. Весь фильм длится меньше полутора часов, но воспринимается как эпос или кинороман.

Читайте также: "Отец солдата": грузинская легенда мирового уровня

Чухрай снял мало фильмов, семь игровых и один документальный. Григорий Наумович преподавал, занимался общественной работой — тоже дело нужное. Но вот в 1980 году, когда "холодная война" пошла на убыль, началось международное сотрудничество, и шестидесятилетний режиссер снял динамичное, совершенно итальянское кино "Жизнь прекрасна" с Орнеллой Мути и Джанкарло Джанини. Один из лучших их фильмов, хотя, быть может, сами звезды об этом не догадываются.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить