На фоне суровых горных хребтов Ореса восседает на коне девушка, которую арабы называют аль-Кахина, а берберы — Дахия. Она возвышается не только как предводительница, но и как символ сопротивления.
"Подобно тому, как у древних германцев, женщины у берберов пользовались высоким и своеобразным почитанием, доставившим им почётную роль жриц и пророчиц, - свидетельствовал немецкий востоковед Август Мюллер. - Имя её не дошло до нас; арабы зовут её просто "вещунья" (аль-Кахина)".
Образ девушки-воительницы, с копьём в руке, развевающимися чёрными волосами и непоколебимым взглядом, прочно закрепился в исторической памяти. Её решимость отражалась в каждом жесте — от начертанных на земле планов до мощных речей, вдохновлявших её армию перед битвой. Поэты в строю распевали стихи, барабаны возвещали начало сражения, и, словно единый организм, войско шло в бой под её командованием.
От воительницы к символу эпохи
Став королевой Ореса в 17 лет после смерти своего отца Табета, Кахина не только возглавила берберское сопротивление, но и превратилась в символ независимости. Её имя вошло в историю VII века как личности, бросившей вызов арабо-мусульманскому завоеванию Северной Африки, начавшемуся после смерти пророка Мухаммеда. Во время правления халифа Абд аль-Малика, стремившегося утвердить власть Омейядов в Магрибе, её героизм и полководческие способности стали последним бастионом свободы берберских земель.
Сила, прозорливость и трагедия
Некоторые критикуют её за политику выжженной земли и за то, что она усыновила Халида ибн Язида, который втайне сохранил верность наместнику Омейядов Хасану ибн ан-Нуману и готовился предать Кахину.
Когда Хасан ибн ан-Нуман захватил Карфаген в 698 году, воины Кахины оставались последним крупным препятствием на пути исламской экспансии. Согласно хроникам, Кахина обладала паранормальными способностями — предвидеть действия врага, будто сама судьба подсказывала ей следующий ход. В одном из сражений ей удалось пленить восемьдесят противников.
Предательство и последний бой
Усыновление Халида вызвала непонимание среди её окружения, а предложенная воительницей суровая тактика превратить пространства у подножия гор в пустыню, чтобы лишить арабов продовольствия и пристанища, лишили Кахину единства в рядах армии. Как писал Мюллер, пять блистательно одержанных побед не давали им повода для подобных жертв, многим казалось это годится лишь в случае поражения. Внутренние распри и предательство стали фатальными.
В 702 или 703 году армия Омейядов нанесла решающий удар. Согласно преданию, Кахина предпочла смерть плену, завещав сыновьям отправиться в лагерь арабского военачальника, принять ислам и сохранить свои жизни. Так завершилась земная история царственной пророчицы, но началась её бессмертная легенда.
Между мифом и историей: кем была Кахина на самом деле?
С течением веков образ Кахины многократно трансформировался. Её описания варьируются от исторически точных до откровенно мифологических. Историк Ибн Хальдун сыграл ключевую роль в систематизации данных о ней, изображая её как харизматичного лидера, объединившего берберов, арабов и христиан.
Однако уже в XIX веке историки Ибн Дияф и Насири начали переосмысливать её образ, избавляясь от элементов, сочтённых чрезмерно мистическими — таких как дар прорицания — но сохраняя канву её сопротивления и трагической гибели.
Кахина — Жанна д'Арк Магриба?
В XX веке Кахину начали сравнивать с Жанной д'Арк. Она стала символом берберского самосознания и борьбы за независимость, фигурой, вдохновляющей националистов и феминисток. Некоторые считают её героиней, другие — удобным политическим мифом.
Со временем легенда о Кахине претерпела изменения, противоречащие первоначальным сообщениям, в частности, сообщениям историка и философа Ибн Хальдуна, сыгравшего решающую роль в передаче её истории. Опираясь на объективные источники, он раскрыл историческую личность, символ сопротивления и независимости, которая смогла объединить и повелевать различными племенами среди берберов, а также арабами и христианами.
Учёные спорят о роли женщины в патриархальном обществе того времени, однако профессор Мехди Гуиргате из Университета Бордо-Монтень подчёркивает: "Матрилинейность играла ключевую роль среди берберов, и именно это позволило женщине занять столь высокое положение". Вероятно, Кахина воплощала коллективное руководство, а не одиночную фигуру, а сражения приписаны ей символически, как лидеру народа.
История, которая формирует будущее
Кахина — фигура, разделяющая и объединяющая одновременно. Для одних она — героиня, для других — спорный миф. Но одно остаётся неизменным: она символизирует силу, сопротивление и борьбу за идентичность. Слова, приписываемые ей перед последней битвой, — Ан-неррез валь-ан-некну ("сломаемся, но не согнёмся") — стали лейтмотивом местного эпоса. Её история напоминает: женщины играли решающую роль в истории, даже если хроники порой старались об этом умолчать.