Как Казот напророчил ужасы террора

Французский писатель Жак Казот (Jacques Cazotte) по большей части известен (в том числе и в России) как автор "Влюблённого дьявола" (Le diable amoureux). Этот роман увидел свет в 1772 году и был не только переведён на иностранные языки — в 1840 году по его мотивам был поставлен балет. У себя на родине Казот был известен благодаря колыбельной Tout au beau milieu des Ardennes, которую он написал для кормилицы герцога Бургундского. Её исполняли по всей Франции.

Известный французский критик и член французской академии Жан-Франсуа де Лагарп в одной из своих работ под названием Prédiction de Cazotte ("Предсказание Казота"), написанной в 1788 году, но впервые опубликованной в 1816 году, сообщил о неком странном пророчестве, сделанном Казотом, за год до начала Французской революции и последующего за ним террора.

Русский писатель Максимилиан Волошин, вступивший в 1905 году в масонскую ложу и получивший посвящение в Париже в Великой ложе Франции, в том же году написал небольшую вещицу "Пророки и мстители". Воспроизведём из неё отрывок:

"Это было в начале 1788 года. Мы были на ужине у одного из наших коллег по Академии Duc de Nivernais (Луи Жюль Барбон Манчини-Мазарини, герцог де Ниверне — ред.), французский дипломат и литератор, член Французской академии), важного вельможи и весьма умного человека. Общество было очень многочисленно и весьма разнообразно. Тут были аристократы, придворные, академики, ученые… Ужин был роскошен, как обыкновенно. Шамфор прочел одну из своих вольных и безбожных сказок, и знатные дамы слушали его и не закрывались веерами. Потом начался целый поток насмешек над религией. Один цитировал из "Девственницы" Вольтера, другой припоминал эти "философские" стихи Дидро: "И на кишках последнего попа удавим последнего короля", которые встретились общими рукоплесканиями.

Все единогласно утверждают, что революция не замедлит совершиться, что необходимо, чтобы суеверие и фанатизм уступили, наконец, место философии, и начинают подсчитывать приблизительно возможное время её наступления и кто из собравшегося здесь общества ещё сможет увидеть царство разума.

Только один из гостей совершенно не принимал участия в общем веселье и даже втихомолку уронил несколько сарказмов по поводу нашего наивного энтузиазма. Это был Казотт (так в оригинале — ред.), человек весьма любезный и оригинальный, но, к сожалению, слишком увлеченный грёзами иллюминатов. Он просит слова и глубоко серьёзным голосом говорит:

— Господа! Вы будете удовлетворены. Вы увидите все эту Великую, эту Прекрасную Революцию, которой вы так ожидаете. Вы ведь знаете — я немного пророк; и я повторяю вам: вы все увидите её."

Присутствующим, среди которых были хозяйка литературного салона и сестра министра Людовика XV герцога Шуазеля, Беатрис де Шуазель-Стейнвиль, герцогиня де Граммон (Béatrix de Choiseul-Stainville, duchesse de Grammont), поэт и писатель-моралист Никола де Шамфор (Nicolas de Chamfort), философ и математик, маркиз Никола де Кондорсе (Nicolas de Condorcet), анатом и врач Вик-д'Азир Феликс (Félix Vicq-d'Azyr) и будущий защитник Людовика XVI, советник парламента де Мальзерб (de Malesherbes), Казот якобы предсказал смерть на эшафоте.

Французский библиограф Адриен-Жан-Квентин Бьюшот (Adrien-Jean-Quentin Beuchot, 1777 -1851) рассказал об этой литературной мистификации на страницах журнала Journal de la librairie, напомнив, что вероятно данную манипуляцию проделал исполнитель завещания Лагарпа, библиофил Антуан-Мари-Анри Булар (Antoine-Marie-Henri Boulard).