Воссоздание крестных мук Господа Нашего — это не только эпизоды художественных фильмов и блокбастеров, наподобие "Страстей Христовых" Мела Гибсона. Ежегодно на Пасху некоторые филиппинские католики позволяют распинать себя в память о казни Иисуса. Несмотря на осуждение со стороны Ватикана, эти люди устраивают зрелище для туристов: одни верующие, одетые как римляне, вбивают гвозди в руки и ноги своих единоверцев. Народный праздник в Страстную пятницу, например, в деревне Сан-Педро-Кутуд (San Pedro Cutud) собирает тысячи местных и зарубежных туристов. Местные власти призывают участников шоу хотя бы дезинфицировать гвозди и сделать прививку от столбняка.
Казнь на кресте практиковалась в разных странах Древнего мира: Вавилонии, Индии, Китае, Греции, Карфагене, Иудее. "Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел", — так сказано во Второзаконии (21: 22-23).
В Древнем Риме её считали позорной и мучительной, применяемой по отношению к изменникам, бунтовщикам и преступникам. Цицерон говорил, что даже упоминание о ней недостойно римского гражданина и свободного человека. После подавления восстания Спартака за 71 год до Рождества Христова на крестах вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима были распяты около шести тысяч рабов и гладиаторов.
Предположительно, осуждённые на казнь страдали от нарушения кровообращения исключительно из-за боли и истощения. Четыре евангелиста сходятся во мнении, что Иисус висел на кресте всего несколько часов. Но какова причина смерти с медицинской точки зрения, об этом ни библейские, ни другие древние источники не сообщают. Пытливые учёные попытались в этом разобраться.
Одним из первых, кто провёл эксперимент с распятием на кресте, был французский врач, хирург Пьер Барбе (Pierre Barbet, 1884-1961). Католик, заведующий парижской больницей Святого Иосифа (hôpital Saint-Joseph) предполагал, что распятому приходилось снова и снова выпрямляться, чтобы глотнуть воздух. После потери сил, человек задыхался от удушья. Свою гипотезу о смерти от асфиксии Барбе хотел проверить на практике в 1930-х годы. С этой целью он сначала экспериментировал с отдельными частями тела, прибивая ампутированные руки с подвешенным к ним грузом к дереву. Постановка опытов и некоторые математические расчеты в итоге показали, что гвоздями прибивали не ладони, иначе они бы были разорваны между пальцами. Тогда хирург предположил, что должно быть гвозди забивали в определённую точку на запястье.
Тезис о смерти Искупителя от удушья жив и по сей день, но отнюдь не бесспорен, хотя бы потому, что ни в одном из источников ничего не говорится о положении тела Иисуса на кресте. Американец Фредрик Зугибе (Frederick Zugibe), который в качестве судебно-медицинского эксперта имел доступ к трупам, предпочёл эксперименты на живых, впрочем, обходясь без гвоздей. Он привязывал добровольцев к поставленному в его гараже кресту. На руки испытуемые надевали перчатки, прикрепленных к перекладине, ремнём фиксировали ноги так, чтобы подошвы обуви плотно крепились к столбу. Таким образом, верхняя часть тела не касалась креста, будучи чуть согнутой вперёд.
Зугибе снимал показатели жизнедеятельности человеческого организма, периодически прослушивая сердцебиение, записывая ЭКГ, измеряя пульс, кровяное давление и сравнивая химические показатели крови. Он также зафиксировал внешние признаки физической нагрузки: подёргивание мышц и повышенное потоотделение. На всем протяжении эксперимента, который длился от 5 до 45 минут — в зависимости от состояния и желания испытуемого, доктор постоянно разговаривал с добровольцами. На всякий непредвиденный случай всегда наготове был дефибриллятор.
Как правило, испытуемые сначала жаловались на боли и судороги в руках и плечах, а затем -и в ногах. Однако трудностей с дыханием определить не удалось, т. к. содержание кислорода в крови не снижалось. Участники эксперимента никогда не меняли позы, чтобы вздохнуть, а скорее пытались этим облегчить боль. Неизбежную причину смерти Зугибе усматривал в гиповолемическом шоке — патологическом состоянии из-за быстрого уменьшения объёма циркулирующей крови и повреждении внутренних органов. Этому способствовали не сами крестные муки, а предварительные истязания.