Вермахт совершил преступлений не меньше эсэсовцев

Развенчан миф о том, что вермахт воевал чистыми руками. Историки, симпатизирующие нацизму, ранее утверждали, что большинство акций устрашения и массовых убийств, проводимых на оккупированных территориях — проводились исключительно руками полицаев и предателей из числа местного населения.

30 марта 1941 г. на совещание к Адольфу Гитлеру прибыло около сотни высокопоставленных генералов вермахта, перед которыми фюрер открыл свои планы о предстоящей "борьбе на уничтожение" против Советского Союза. У его полководцев был шанс отказаться от противоречащих международному праву способам ведения войны, которые им навязывались. По признанию правой руки Гитлера по военным вопросам генерал-фельдмаршала Кейтеля, начальника штаба Верховного главнокомандующего вермахта (ОКВ), варварские директивы фюрера вызывали у него сомнения и колебания, но в действительности носили не отвлеченный морально-этический характер, а были продиктованы оперативно-стратегическими и военно-политическими соображениями.

Читайте также: Массовое оружие вермахта: мифы и реальность

Для ведения "крестового похода против большевизма" диктатор предписывал "уничтожение большевистских комиссаров". В случае взятия в плен, говорил на том совещании Гитлер, политкомиссаров нужно "немедленно ликвидировать силами действующей армии". Характеризуя предстоящую войну как "борьбу, в которой решается вопрос — быть или не быть Германии", Гитлер потребовал отказа от всех традиционных понятий о рыцарской войне. Офицеры вермахта проводили свои операции с высоким профессионализмом и основательностью, с педантизмом исполнительных служак. Этот "приказ о комиссарах" от 6 июня 1941 г. обязывал фронтовые соединения вермахта заниматься систематическим и планомерным убийством советских военнопленных. Так был создан прецедент в истории. Никогда раньше военные преступления не совершались так явно.

В марте 1941 г. Гитлер заявил Кейтелю, что задачи в оккупированной России будут столь трудны, что решение их нельзя возложить только на армию. Так появились "айнзатцгруппы", занимавшиеся "зачистками". Нюрнбергский трибунал осудил их участников. Позднее немецкие ветераны войны и апологеты нацизма настойчиво возражали, что подобный преступный приказ выполнялся на Восточном фронте. Лишь через десятилетия после окончания войны легенда о "чистом вермахте", который в отличие от совершавших ужасные преступления частей СС — воевал честно, постепенно рушилась. Из-за отсутствия надежных источников, спор о "комиссарском приказе" ведется вплоть до наших дней. Ясности в этом вопросе может придать всеобъемлющая оценка документов всех боевых соединений, действовавших на Восточном фронте.

Читайте также: Военный ход вермахта: тактика выжженной земли

Некоторые командиры общевойсковых частей, как например, командующий танковой группой 4 генерал-полковник Гёпнер, который позже примкнул к заговорщикам 20 июля 1944 г., и вовсе перестарались. В приказе от 12 июня 1941 г., изданном за 10 дней до вторжения, подчиненным ему командирам предписывалось не только "расстреливать русских комиссаров в униформе", но "также и гражданских комиссаров". При этом "приказ о комиссарах" вовсе не требовал убивать советских партийных работников и функционеров.

По достоверным источникам известно, что примерно 60 % командиров, которым был дан приказ на ликвидацию комиссаров, ввиду разочарования в результатах в своей деятельности, максимально стремились использовать все лазейки, чтобы их переместили на другие командные должности. Это было заметно уже в самом начале кампании на Восточном фронте. Находящийся в американском плену солдат, не зная, что его разговоры фиксируются американцами, говорил своему соотечественнику: "В России мы всегда расстреливали комиссаров. Это было ужасней всего".

Документально подтверждено около 4000 экзекуций в отношении советских политкомиссаров и функционеров. Реальная цифра вполне может быть в 4-5 раз больше.

Читайте также: Генералы вермахта и мнимый британский "лорд"