Прошло уже много лет, но споры о Великой Отечественной войне еще не затихают. Может быть, она еще до конца не закончена? Может быть, это часть вечной войны между добром и злом, а линия фронта пролегает через наши души? Почему Россия оставила прах генерала Ватутина в Киеве? На эти и другие темы поговорили генеральный директор "Правды.Ру" Инна Новикова и радиоведущий, писатель, блогер и общественный деятель Армен Гаспарян.
— Пошел уже 67-й год с того момента, когда Германия напала на СССР. Тем не менее споры о Великой Отечественной не утихают.
— Всегда находятся странные люди, которые начинают серьезные работы трактовать весьма и весьма своеобразно. Отсюда получается эта мешанина. У нас в агитпропе на одну талантливую работу против фальсификации истории Великой Отечественной приходилось штук двадцать абсолютно безмозглых книжек, которые издавались миллионными тиражами и отравляли людям представление о том, что на самом деле происходило. Поэтому очень многие ветераны войны категорически не любили смотреть художественные фильмы и читать такие книги, так как все это было абсолютной "клюквой".
Самое важное, что советский народ — как историческая общность — победил. В мае 1945 года товарищ Сталин произнес тост "За русский народ!", тем самым попросив прощения за те многие вещи, которые он сделал. Русский народ — велик, он его простил.
Сейчас многим кажется, что это такая некая фигура речи агитпроповская, но общество в конце 1941 года действительно было уже монолитным, как никогда. Когда стали приходить сообщения с оккупированных территорий, когда люди увидели, что такое "новый мировой порядок", они сплотились. Народ не был монолитен ни в 20-е, ни в 30-е годы, когда его раздирали глубинные противоречия, но перед лицом иноземной угрозы объединился. Церковь точно также выступила единым фронтом с государством и народом. Поэтому стоит просто научиться узнавать собственную подлинную историю по документам, а не по книжкам агитаторов той эпохи, которые многие до сих пор бездумно повторяют.
— Вокруг памяти о генерале Николае Ватутине сложилась запутанная ситуация. У нас в студии недавно был его внук Александр. Он обижен, что прах Ивана Черняховского и других известных военачальников перевезли и похоронили в Москве. Понятно, что это сложная и дорогостоящая процедура. Потом вроде бы все успокоились; Киеве находится памятник, там и оставили прах убитого генерала. Но Александр Ватутин обижается, говорит, что хотели бы перезахоронить в Москве, но денег, возможности у семьи нет. А тут еще надпись "палач" на памятнике повесили бандеровцы. Но сейчас этот памятник — форпост для людей, которые выступают против фашизма на Украине.
— Я согласен с тем, что этот памятник символ русского сопротивления, резистанса, если позволительно так сказать.
— Нынешний киевский режим пройдет, все вернется на круги своя, Порошенко и бандеровцы — это не Украина. Генерал Ватутин снова держит оборону.
— По этому поводу в экспертном, историческом и политическом сообществе была достаточно жесткая дискуссия, как все-таки надо поступить. Генерал Ватутин — это символ освобождения Киева и Украины. Если нам абсолютно наплевать на то, что происходит на Украине, мы сейчас будем сами от нее отгораживаться, тогда конечно, надо идти и забирать генерала Ватутина. А если мы с вами признаем, что это наш родственный народ, поймем драму, которая там происходит, то станет ясно, что Ватутин сейчас снова стоит на самом важном участке фронта.
Нельзя у нормальных людей Ватутина — последнюю надежду — отнять, символ того, что можно вернуться. У меня прадед похоронен в Харькове, но я не могу туда поехать по понятным причинам. Но я знаю, что мы вернемся.
— Фильм "В бой идут старики" начинается со слов: "Что сегодня изменилось?". Сослуживцы героя Быкова не понимают, что-то отвечают невпопад. Он же говорит: "Мы же воюем теперь над Украиной!" И в этот момент показывают Украину, небо… Кстати, памятник Леониду Быкову в "незалежной" тоже хотят снести.
— Да, обещают в рамках декоммунизации, потому что он же там в форме майора Титаренко.
— Всех не перевешают, не снесут и не перенесут. История еще раз проучит не усвоивших ее уроки.
— Уже дважды за XX век была запущена химера украинства, радикального национализма. Это такой салонный андеграунд. Он блестяще описан Василием Шульгиным в книге "Украинствующие и мы". Те люди, которые хотят понять, что это такое — украинцы, могут почитать Шульгина. Точнее это никто не описывает.