На все многолетние обращения граждан РПЦ отвечает о невозможности причисления к лику святых Ивана Грозного и Сталина. Ладно бы, за Иосифом Виссарионовичем числится лишь духовная семинария, но ведь Иоанн Васильевич был православным самодержцем. Да что там занесение в святцы, если монумент царю, установленный для торжественного открытия в городе Александров Владимирской области, демонтировали по распоряжению местных властей!
"За семь дней до официально запланированного открытия памятника 29 апреля мы привезли его на место, примерили и установили на уникальный постамент. После этого рабочие ушли обедать. А в это время приехали представители администрации, которые очень быстро памятник демонтировали, погрузили его в самосвал и увезли в неизвестном направлении", — сказал на пресс-конференции президент фонда сохранения культурного наследия "Русский Витязь" Дмитрий Лысенков.
Вечером того же дня выяснилось, что памятник сняли и увезли по распоряжению администрации Александровского района. Памятник с постаментом был создан по эскизам скульптора Василия Селиванова — исключительно на пожертвования граждан. Стоимость монумента составила около пяти миллионов рублей. В настоящее время юристы фонда подготовили в прокуратуру, полицию и ФСБ заявления в связи с демонтажом памятника.
Пока царя Ивана Васильевича ищет полиция, попробуем разобраться в причинах его снятия. Но сначала пару слов о том, почему для памятника был избран город Александров Владимирской области, входящий в состав Золотого кольца России.
Александровская слобода на протяжении 17 лет в XVI веке была неофициальной столицей нашего государства и центром опричнины. Переехав сюда в декабре 1564 года, Грозный не только жаловал здесь отличившихся в Ливонской войне воевод и казнил супостатов, но и приглашал в слободу лучших зодчих и иконописцев, певцов и музыкантов. Ансамбль Александровского Кремля уступал лишь Московскому Кремлю.
Отбросим версию в краже ценного металла. Согласитесь, если в демонтаже задействованы чиновники местной администрации, то такой оборот не просто напомнит сценки щедринского города Глупова. Это уже не идиотизм, а преступление. До решения суда мы не имеем права даже так думать. Тем более что теплится надежда на бескорыстие александровцев.
Версия вторая. Поскольку дата и место установки памятника на берегу реки Серой были заранее согласованы с администрацией города Александрова, остается полагать, что там решили попросту пересмотреть свое преждевременное решение. После трех электронных опросов населения большинство высказалось "за" — и, наверное, в мэрии пошли навстречу пожеланиям трудящихся, но позже спохватились. Кто тут вмешался? Страх перед светским начальством или церковными иерархами?
Профиля Ивана Грозного не сыщем на монетах и денежных купюрах. В его честь не называют ни улиц, ни зданий. Так может, царь Иван Васильевич — одиозная фигура нашей истории? Возможно, мы повелись на провокации отдельных безответственных писак и вываляли в грязи светлый лик царя-батюшки? Им восторгался тиран Сталин, но простой народ сочинял про Грозного-царя песни.
"Как в тереме живет православный Царь, Православный Царь Иван Васильевич: Он грозен, батюшка, и милостив, Он за правду милует, за неправду вешает. Уж настали годы злые на московский народ, Как и стал православный Царь грозный прежняго. Он за правду за неправду делал казни лютыя…".
Из подобных исторических народных песен выросла оригинальная по сюжету "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова. К вопросу об установке памятника царю Ивану мы не так давно беседовали с доктором исторических наук, профессором исторического факультета МГУ Дмитрием Володихиным.
"У злых людей нет песен. — А почему же у русских есть песни?", — писал Ницше. В отличие, скажем, от Карла Маркса этот немецкий философ не был русофобом. Впрочем, как не был он нацистом и антисемитом. Тут дело даже не в высказываниях Фридриха Ницше о русских и России. Понятие "злой" в его лексиконе — высшая похвала.
Никак нам не обойти фигуры царя Ивана Грозного. Давно ему воздвиг народ нерукотворный памятник. О нем пишут книги и спорят, снимают фильмы и просто вспоминают по разным поводам. Негативное отношение к массовым репрессиям и жестокостям его правления — разве это повод не ставить ему памятник? Отечественные демагоги, любящие указывать на западные образцы, могут сейчас поперхнуться. Во Франции нет памятников кровавому революционеру Робеспьеру, а лишь две памятные таблички и названная в его честь станция парижской подземки. У нас как-то попытались повесить таблички Маннергейму, а вот теперь утащили даже памятник Ивану Грозному.
Верните нашу историю на место!