Последние аборигены Ближнего Востока в России

Источник фото: REX

В честь Дня народного единства Pravda.Ru подготовила цикл программ о жизни национальных диаспор в России. Сегодня в гостях у Pravda.Ru представитель курдской диаспоры из сирийских курдов Джавад аль Мухамад. Гость рассказывает о жизни курдов в России, праве древнего народа на создание своего государства и беде, которую несет с собой ИГ.

Курды - древний народ Месопотамии

- Кто такие курды? Что такое быть курдом?

 - Вообще говоря, курды — это аборигены, древний народ Месопотамии. Некоторые их относят к шумерам или к хурритам, считают, что эти народы — предки курдов. Они, конечно, не смогли создать имперское государство на Ближнем Востоке, но каким-то образом их язык очень сильно распространился. Вероятно, потому, что курдский язык — очень простой, быстро становится всем понятным.

- Он общий для сирийских курдов, или для иранских, для курдов Хорезма?

 - Он общий для всех. Конечно, курдский язык в силу своей простоты распространился, и даже в русском языке очень много слов, которые взяты из курдского языка. Мне кажется, были какие-то связи между Русью времен образования государства Московия и курдами.

 - Вы сами давно обосновались в России?

 - Я приехал сюда еще во времена СССР. Мне было тогда девятнадцать лет. В силу обстоятельств остался здесь, живу, работаю и так далее. Последние события в Сирии, сирийском Курдистане создали волну беженцев в Европу, в том числе, в Россию. Конечно, сюда самая малая часть приезжает, а в основном они в Европу едут, в Германию больше всего. Так как здесь нет условий для приема этих беженцев. Хотя я бы на месте власти их принял, потому что курды очень трудолюбивые, среди них есть хорошие профессионалы. Они могли бы здесь, конечно, помогать.

 - Курды хотят независимости?

 - Любой народ хочет независимости.

 - Ну, 21 век на дворе, многие создают различные союзы, объединяются. А вы хотите закрыть границы, поставить таможню в Камышлы?

 - Нет, ну независимость — это, конечно, верхний потолок. Самое главное, что мы хотим жить в мире, сохраняя свой язык, культуру и традиции. Мы не хотим воевать, так как мы аборигены этого места. Все остальные — это нашествие. И все на нас как бы пробуют свои силы.

 - В Москве курдам удается сохранять свою национальную идентичность, культуру?

 - Национальную культуру в Москве сохранить можно, хотя, конечно, трудно. Тем более что курдского населения здесь с каждым днем становится все меньше и меньше, многие уезжают в Европу и США.

 - А в Ирак не уезжают, в Барзани?

 - В Ираке есть трудности в данный момент. Власти Иракского Курдистана принимают сирийских курдов не как своих курдов, а как сирийских беженцев — иностранцев. Сирийские курды — очень образованные, трудолюбивые, самостоятельные и инициативные. Они всегда находят работу, часто занимаются бизнесом. Они на пустом месте могут начать какое-то дело.

Поэтому, конечно, я хотел бы, чтобы в России их приняли, предоставили им хотя бы минимум, чтобы они могли подняться. А сейчас у них большие сложности даже с регистрацией. Эти формальности — большие трудности для человека, который только что приехал и не знает даже языка. Конечно, каждый раз обидно, когда им отказывают или дают только временное убежище, то есть не статус беженца, а статус временного переселенца.

Они приезжают сюда, но смотрят, что здесь им очень трудно и уезжают на Запад. В последнее время в основном в Норвегию уезжают, через Мурманск.

ИГИЛ призывает к пещерному исламу

 - В Сирии климат хороший, а у нас зимой тяжело…

 - Да, но там идет беспощадная война. ИГИЛ призывает к пещерному исламу, возвращению в каменный век. Они все уничтожают на своем пути. Захватывают, допустим, курдские селения, убивают всех мужчин, а всех, кто остался, включая женщин и детей, они считают своей добычей, трофеем. И делают с ними все, что угодно. Можно их продавать, отправлять на органы, можно убивать и насиловать пятилетних девочек… Это очень страшно… Это очень жестокие, крайне бесчеловечные люди…

 - Даже не люди, можно сказать.

 - Да, но их втихаря поддерживают многие влиятельные силы. Из Саудовской Аравии, Катара, Турции их поддерживают, в том числе финансово.

Я особенно не понимаю женщин, которые поддаются такому влиянию и едут туда. Я очень хорошо знаю ислам, исламские религиозные обряды и тому подобное.

Ислам для женщины — это трагедия, потому что это мужская религия, просто бедуинский закон. Бедуины — это жители пустыни, а в пустыне ничего нету, за все надо бороться, отнимать у других.

Это как закон прайда. Когда новый лев приходит, он убивает всех самцов, если получается. И начинает как бы овладевать прайдом. ИГИЛовцы действуют по такому же принципу.

Ислам всегда распространялся силой. Они в древности именно мечом завоевали Дамаск и другие города Ближнего Востока. И почти никто добровольно не принимал ислам. Большая редкость, когда кто-то принимал ислам добровольно. Те, кто сейчас туда едет, у них не хватает информации, они не понимают, что это на самом деле. Иначе они никогда бы к этим террористам не поехали бы.

Сирийцы — древняя национальность, историческая цивилизация. Когда арабы пришли, то они испортили сирийский народ. Нашествие бедуинов-арабов под эгидой ислама принесло много бед. В Сирии уже тогда были большие развитые города и сельское хозяйство. А арабы, захватив это, уничтожали все, что не могли взять себе. Так же поступают и сейчас. Средневековье снова возвращается.

— Как организованы курды в Москве?

 - У нашей диаспоры есть землячество, но оно очень слабое, возможности ограничены. И нет поддержки со стороны правительства в Москве. Я лично Собянина очень уважаю, так как своими глазами вижу, что он очень много делает для Москвы, но в национальном вопросе никакой поддержки я не вижу. Я призываю Собянина, чтобы он немножко обратил внимание на эту проблему. Москва — многонациональный город.

Самое интересное, что моя неграмотная мама рассказывала мне народные сказки, которые устно передаются из поколения в поколение. Многие из них — точь-в-точь русские сказки. Видимо, курды и славяне имели давние контакты, давным-давно между ними было что-то общее. Возможно, курды сюда бежали еще тысячу лет назад от исламского нашествия.

Также по теме:

Узбекские плов и кураш - на благо России 

Армяне в России как рыбы в воде

Молдавия: Где вино - там и культурный центр  

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовал