Вопрос с историей расстрела семьи Романовых и останками расстрелянных в доме Ипатьева до сих пор остается открытым, несмотря на расследование Генпрокуратуры и захоронение останков в Петропавловской крепости. Вопрос является открытым и для РПЦ. Об этом Pravda.Ru рассказывает настоятель Богоявленского кафедрального собора отец Александр (Агейкин).
— Отец Александр, недавно было возобновлено расследование по уголовному делу о гибели членов царской семьи. Состоялась эксгумация останков. Появились сообщения о том, что на этот раз к процессу подключилась Русская Православная церковь. И хотя у следователей нет сомнений в предыдущих экспертизах, будет сделано все возможное, чтобы развеять сомнения РПЦ. Как вы считаете, это удастся сделать?
- Позиция Русской Православной церкви в отношении останков членов царской семьи за прошедшие годы не изменилась, об этом уже официально заявил Синодальный информационный отдел. Мы всегда оставались открытыми для диалога. Признание останков подлинными или неподлинными со светской стороны не так значимо, как со стороны церковной.
А царская семья на Архиерейском Соборе 2000-го года была причислена к лику страстотерпцев, и свидетельство о подлинности останков сразу ставит вопрос об их почитании как святых мощей. Это очень серьезно, подлог немыслим, потому что способен внести раскол как в церковную среду, так и в общество в целом.
Именно поэтому позиция церкви очень осторожная и сводится к тому, что процесс освидетельствования и экспертизы были открытыми, к ним были привлечены все заинтересованные стороны, в том числе представители РПЦ и международного научного сообщества. До сих пор ничего этого не было, начиная с 1991 года все делалось кулуарно.
— Вы говорите об открытости процесса. В чем она должна состоять? В допуске в научные лаборатории церковников, общественности?
- По благословению Святейшего Патриарха Кирилла создана специальная рабочая группа, которая будет заниматься этим вопросом. Возглавляет ее управляющий делами Московской патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. В нее вошли историки, священнослужители.
Сами исследования должны быть открытыми: пробы, экспертизы, информация о том, в каких лабораториях проходят исследования, — никакой таинственности, как это было 1990-е годы. Тогда не был удовлетворен ни один из запросов Русской Православной церкви, под сильным политическим давлением просто констатировали: данные останки принадлежат членам царской семьи, и все.
Затем с почестями захоронили в усыпальнице русских императоров в Санкт-Петербурге. Что в такой ситуации оставалось делать РПЦ, кроме как воздержаться от участия в этом мероприятии?
— У вас были свои основания не доверять выводам следствия?
- Дебаты на эту тему не прекращаются на протяжении более чем 20 лет, и однозначного мнения до сих пор нет. В 2004 году специалисты из авторитетного Стэнфордского университета заявили, что данные генетической экспертизы ошибочные, и вообще она проводилась неправильно.
В технологии генетических исследований за прошедшие года очень многое изменилось. Поэтому Святейший Патриарх и говорит, что сейчас мы можем провести детальное, научно обоснованное исследование останков. Тем более что к проведенному в 1990-е годы следствию осталось много вопросов из-за несовпадений с материалами Николая Соколова, который проводил следственные мероприятия в 1918-1919 годах в части показаний свидетелей о том, каким образом были уничтожены останки членов царской семьи.
— Да, это известные 10 вопросов. Как я понимаю, сейчас есть надежда, что на них будут даны ответы.
- Следствие в 1990-е годы, безусловно, испытывало политическое давление. Поэтому Патриарх Алексий II принял мудрое решение не участвовать во всем этом. Но при этом РПЦ всегда выражала свою заинтересованность в участии во всех возможных исследованиях. Собственно, об этом свидетельствует и нынешнее решение о создание комиссии.
И мы готовы к тому, чтобы в случае научной обоснованности сказать — да, это действительно останки святых страстотерпцев императорской семьи. И с того момента они станут святыми мощами.
— В монастыре Святой Екатерины в Египте находятся мощи Святой Екатерины. Их, как рассказывают, много веков назад вообще нашли на горе…
- Есть непреложный критерий отношения к святым мощам: происходящие чудеса и исцеление от них. Так же и со священными реликвиями: как святая царица Елена обретала крест, как из трех крестов определяли тот, который является животворящим? По чудесам, которые происходили.
Когда в ХVIII веке зашел разговор, что Гвоздь Господень, реликвия, которая хранится сегодня в Храме Христа Спасителя, не подлинная, Синод повелел служить молебны и возить ее по страждущим. И начали совершаться чудеса.
Тогда все сказали: "Можете говорить, что угодно, но для нас это святая реликвия". В общем, святость, кроме нетления, подтверждается еще почитанием и чудесами.
— В общем, позиция РПЦ по отношению к останкам членов царской семьи сводится к одному: необходимо отмести любые, даже самые мизерные сомнения.
— Святые страстотерпцы на нас за это не обидятся. Потому что отношение к само к царской семье, ее канонизация — это уже факт признания исторической справедливости. И их благочестивого образа жизни. Переходить грань в этом вопросе было бы, наверное, неправильно.
— Вы верите в то, что эта история завершится, наконец, благополучно?
- Здесь вообще не должно быть такой цели: во что бы то ни стало достичь некоего индивидуального церковного признания. Если результаты экспертиз могут быть подвергнуты сомнению, к чему на чем-то настаивать? В конце концов, можно привести в качестве примера печально известный бутовский полигон. Там были расстреляны десятки тысяч человек, и среди них 30 000 известных подвижников, которые умерли только за то, что были христианами.
Точно определить, какие из обнаруженных останков принадлежат именно этим людям, было невозможно. И в итоге было принято решение почитать это место как русскую Голгофу, без персональной идентификации.
Там покоится целый сонм мучеников, десятки тысяч. И никому в голову не приходит вопрос, кто и где покоится. И совершаются соборные богослужения, которое уже много лет возглавляет Святейший Патриарх.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала