Выходец с Украины Леонид Ройтман известен многим как член преступной группировки, развернувшей бурную деятельность в 90-х годах в Нью-Йорке. Корреспондент Pravda.Ru встретилась с бывшим "гангстером" в США и побеседовала с ним о тех непростых временах, о судьбах представителей "русской мафии", которые, оказывается, совсем даже и не русские…
— Леонид, наверное, уже не секрет, что вы "крышевали" многие бизнесы в Нью-Йорке и без защиты вашей группировки никто не мог работать. А сегодня, чтобы открыть свой бизнес в Америке, кому нужно платить?
— Это все осталось в прошлом, в 90-х. Мы никого не искали, все, кто открывал бизнес, приходили за помощью к нам сами и предлагали процент от дела. Защищать было от кого, Нью-Йорк тогда кишел этническими бандами, разными беспредельщиками. Это сейчас полиция и ФБР всех вычистили и посадили. К слову сказать, наша группировка отличалась строгой организованностью и иерархией. Во главе стоял Вячеслав Кириллович Иваньков по кличке Япончик, затем Магадан — Олег Юрьевич Асмаков, я был правой рукой Асмакова, потом шли братья Константиновские, по кличке Братья Карамазовы. Но Константиновским захотелось больше денег, они ушли под Семена Могилевича и выполнили его заказ, убили Асмакова. Сейчас боевики Константиновские, за которыми числятся десятки убийств в Америке, вернулись на Украину и стали депутатами от "Народного фронта".
Возвращаясь к вопросу, какой "крыше" нужно платить, чтобы открыть свой бизнес в Нью-Йорке… Сейчас — никакой. Открывайте, что хотите, платите налоги, и к вам никто не придет. А тогда во времена большого "рэкета" между бандами было очень много "тёрок", перестрелки, заказные убийства… На эту тему даже книгу написали "Красная мафия: вторжение русских гангстеров в Америку". Все было очень серьезно. Сейчас это все в прошлом, полиция следит за всеми очень пристально, но мне бояться нечего, я предстал перед американским правосудием и отсидел свой срок.
— Вы так спокойно об этом говорите, не опасаетесь мести Братьев Карамазовых или их подручных?
— Я говорю об этом спокойно, потому что со времен Япончика не было еще ни одного заказного убийства. Поверьте мне, с киллерской миссией сюда никто не приедет: каждый самолет, который прилетает в Америку, каждый рейс, каждый пассажир тщательно контролируются, и не оказаться вне поля зрения американских спецслужб практически невозможно.
Пусть это прозвучит дико, но чтобы выполнить убийство в Америке, потребуется огромное мастерство. Это в кино направо и налево киллеры машут пистолетами, а на самом деле ФБР контролирует каждый шаг, а особенно там, где мы, русскоязычные. Рядом всегда профессиональные информационные системы. Нас слушают и проверяют всех до мельчайшей детали.
— Вы были влиятельным и авторитетным человеком, потом вышли из игры. Сейчас вам не скучно жить?
— Для себя я больше не вижу будущего в криминале, потому что четко осознал, что это "путь в никуда". Я всегда понимал, что из моей ситуации есть только два выхода: или надолго садишься в тюрьму, или вынесут вперед ногами. Сейчас я общаюсь с некоторыми людьми из криминала, но любые поступающие предложения отметаю. Не потому, что за мной пристально наблюдают спецслужбы, а потому, что сам принял решение: навсегда покончить с прошлой жизнью.
Молодым парням, которые хотели бы попасть в преступные структуры и преуспеть, советую одуматься и не идти по этому пути. Причин много. Вот, например, если они думают, что нужно защищаться от врагов, для того чтобы остаться невредимым, в первую очередь советую: бойтесь друзей. В этом бизнесе не может быть никакой дружбы, партнерства, приятельства, нельзя никому верить, даже близким людям, а так жить очень тяжело. Люди, которые взяли на вооружение эти принципы, — им, конечно, удалось выжить, заработать денег и попасть в списки "Форбс", но это единицы.
В 90-х сложилась уникальная ситуация, которой в ближайшие годы не предвидится, и сегодня в криминале выстоять против государственной машины практически невозможно. Если ребята думают, что, вооружившись продвинутыми технологиями, можно устроить передел, они ошибаются. Даже такой профессионал, как Иваньков, не смог ничего сделать. Его просто убили.
Я был с ним знаком с 93-го года. Япончик был одним из авторитетных лидеров преступного мира в России. Мощный стратег, начитанный, проницательный, умный, разбирался во всех сферах жизни, просчитывал все ситуации, но не учел того, что стоило ему в итоге жизни. Времена сейчас другие, передел закончился.
— Вы с таким уважением о нем говорите. Он был для вас примером?
— Для меня был примером Олег Юрьевич Асмаков. Он сколотил из нас, 20-летних пацанов, мощную группировку и никогда не прятался за нашими спинами, во всех операциях участвовал лично. И все, чего мы достигли, было благодаря его правильно разработанной стратегии, но мы могли добиться больших результатов.
— Каких, например? Заработать еще больше денег? Так вы и так были не бедные…
— Мы действительно много заработали, и на определенный момент деньги для нас уже не являлись целью. В 96-м году мне было 26 лет, я был, как вы понимаете, серьезным парнем, занимал пост начальника службы безопасности "Киев — Донбасс". Наверное, мне не просто так доверили эту должность. Я смотрел в будущее, видел, что мы можем выдвинуть своего президента, хотел что-то сделать полезное для Украины. Мы были связаны с премьер-министром Украины Павлом Ивановичем Лазаренко, планировали развивать бизнес, у нас люди получали достойные зарплаты. Мы были лояльно настроены по отношению к России и уж разжигать войну точно не собирались.
А сейчас, если действительно начнется война, Россия в этой схватке, без сомнения, победит, потому что на Украине все развалено, она вся разворована, народ деморализован. Достаточно только того, что братья-боевики Константиновские пришли к власти.
— А какие цели, на ваш взгляд, преследуют Константиновские, которые позиционируют себя как яростные украинские националисты?
— Основная цель -деньги. Они "ширмуют", типа болеют душой за неньку-Украину, но на самом деле, раскачивая третий Майдан, они просто зальют страну кровью, так как привыкли решать свои дела исключительно насилием и весь свой бизнес они выстроили на убийствах. За ними десятки заказных убийств, вымогательства, запугивания — другими методами эти люди не работали. Но, к счастью, они не ключевые игроки, на Украине есть представители других преступных группировок: Ярош, Тягнибок, Порошенко, Саакашвили, Коломойский, — я многих знаю по прошлым делам, у каждого своя игра.
— У вас же тоже были все шансы придти к власти на Украине. Почему разошлись с Константиновскими?
— Мы разошлись на почве денег. Я уже не однократно давал на эту тему интервью. Когда у Константиновских взыграла алчность, они убили Олега Асмакова (Магадана) и постепенно все подмяли под себя. Мне пришлось выйти из структуры, так как понял, что буду следующим после Асмакова. Я уехал в Америку, получив обещание, что мне, как акционеру, будут платить мои проценты. На тот момент у нас была мощная структура "Киев — Донбасс", которой принадлежал банк "Надра", много объектов недвижимости: бизнес-центр Diplomat Hаll, "Ботаник-тауэр", комплекс "Введенский", коттеджный городок "Заповидный-1". Среди активов компании была сеть ресторанов Carte Blanche, "Конкорд", "Марокана", "Декаданс-Хаус" и многое другое, долго перечислять. Но я не получил свои обещанные проценты, меня просто кинули.
— Если к власти на Украине придут американские представители, что в таком случае ждет Константиновских?
— Если они "упадут" под Америку, то их арестуют и депортируют с Украины, американское правосудие даст им от 25 лет до пожизненного срока. Но им также грозит срок, если к власти придут российские представители, за то, что они участвовали в убийствах граждан России. За убийства граждан Украины им все списалось, за это никто с них не спросит, украинский народ равнодушно относится к смерти своих граждан.
— Леонид, последний вопрос. Если бы была возможность вернуться в прошлое, что-то было бы по-другому в вашей жизни?
— Я бы все равно выбрал этот путь. Тогда, в те годы, у меня особого выбора не было. Но я бы изменил все те моменты, когда мне приходилось браться за оружие, потому что убийств можно было избежать и договориться по-человечески. В тюрьме я пришел к Богу и понял, что самое ценное - это человеческая жизнь, и никто не имеет права ее отнимать, а бороться со злом можно другими методами. Сейчас понял, что в любой ситуации можно договориться без насилия.
Беседовала и подготовила к публикации