Запреты, как атмосфера, сопровождают людей всю жизнь. Не только советским людям "удивительное рядом" было запрещено. Пресловутая демократическая политкорректность на Западе покусилась запретить произведения классиков. Потуги запретителей раздражают и смешат.
На днях на совещании в мэрии Оренбурга было принято решение закрыть танцевальную студию "Кредо" из-за танца девочек-"пчелок". Более резонансным оказался суд над постановщиками оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер" в Новосибирском государственном театре оперы и балета (НГАТОиБ). И совсем свежий запрет министерства культуры РФ американского триллера "Номер 44", который должен был выйти на российские экраны в минувший четверг.
Запрет — это всегда реклама, и не обязательно чего-то нужного и хорошего. У людей включается их врожденная любознательность, а у большинства - простое человеческое любопытство. Начинает работать хорошо известный принцип: запретный плод сладок. Но с другой стороны, запрет малопродуктивен. Им ничего, по сути, нельзя добиться. Это даже не полумера. Паллиатив подразумевает раздачу всем сестрам по серьгам, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. А запрет, скорее, страусиная политика, уход от поиска причин и истоков. Когда прибегают к запретам, это напоминает поведение обывателя, внимающего рекламе обезболивающих средств. Безусловно, нужно снять боль ночью, но утром обязательно пойти к зубному. Недаром древние греки называли боль "сторожевой пес здоровья". Собака лает, когда проник чужой. Боль предупреждает о каком-то сбое в организме. Еще запрет — хороший инструмент в борьбе с неугодными.
Вот такой он, этот двоякий, амбивалентный запрет. Все вышесказанное - философская подоплека этого понятия, а рассматривать приходится каждый конкретный случай в отдельности. В перечисленных выше случаях всех их объединяет не единство места и даже не времени, а именно факт запрета. Надо смотреть, что и как запретили.
Запрет на эротический танец девочек-подростков в юбочках, якобы цвета георгиевской ленты, ("пчелки") — это бред сумасшедших или, по крайней мере, старых дядек и тетек. Словно подтверждая афоризм Ларошфуко о том, что "старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры". Вмешательство ханжей возмутительно так же, как и обвинения пчелки Майи и ее друга в нацизме и принадлежности к гитлерюгенд. В этом же ряду многочисленные обвинения литературной мамаши Гарри Поттера в сатанизме и юдофобстве, вымарывании из книги о Пеппи Длинныйчулок эпизода, где африканцы лижут этой белокурой девочке ноги, а также употребление безобидного слова "негр" на страницах произведений Марка Твена, хотя в его время такое было совершенно нормально. Равно как и преимущество десницы над щуйцей в Святом Писании, что, по извращенному мнению нынешних политкорректоров, оскорбляет левшей.
Во время обсуждения в редакции "Правды.Ру" инцидента с оренбургскими "пчелками" психолог Екатерина Собчик отметила, что "всегда можно, во-первых, просто откликнуться на общественное мнение, во-вторых, можно поговорить с этими людьми. Сказать им: "Вы знаете, люди шокированы, это не аппетитно выглядит". И, мало ли, что еще сказать". Давайте вместе разбираться, что же произошло, что это было - ловкий пиар-ход учителей танцев или глупость чиновников. Или все вместе взятое.
Другое дело - запрет на культурный выброс новосибирских святотатцев и американских антисоветчиков. Новосибирский суд не нашел "состава административного правонарушения" в действиях режиссера-постановщика и директора театра НГАТОиБ. Дело закрыто. По поводу подобных "провокаций" в одном из своих постов очень точно отозвался скандальный режиссер Кирилл Ганин. Признанный скандалист, по определению, не может быть против заведомой скандальности. Возмутил Ганина тот факт, что подобные шаги предпринимают не творцы, а культуртрегеры из государственных театров. Посыл Ганина был таков: мол, пускайся во все тяжкие, если ты самостоятелен в искусстве, а не существуешь на государственные дотации и субсидии. Не надо делать оскорбленный вид, коли к тебе есть претензии от чиновников от искусства, ведь ты, брат, уже с потрохами продался. Или сам лови рыбку, или не сетуй, когда тебе указывают, как поступать.
Давайте теперь поговорим о запрете на "Номер 44"... Министр культуры Владимир Мединский адекватно отреагировал на обращения общественности, в том числе и самих кинопрокатчиков, о том, что мерзопакостная лента о советских людях не должна демонстрироваться накануне юбилея Великой Победы в кинотеатрах нашей страны. Доступ к просмотру этой поделки с политическим подтекстом и ксенофобским душком не закрыт наглухо, и кто хочет, может потратить время на ее просмотр.
Некоторые мозгляки советуют показать "Номер 44". Мы далеки от мысли, что наши прокатчики собирались выпустить ее на большой экран с названием невольно напоминающим великолепный "Номер 17". Скорее всего, оригинальное название Child 44 звучит не вполне по-русски — с объяснениями, что в ней выдумка, а не правда жизни, которую, впрочем, вы не найдете и в великих произведениях искусства. Так сказать, "Поэзия и Правда". К чему этот жалкий лепет? Если люди не хотят смотреть фильмы с чем бы то ни было: будь-то сцены насилия, секса или ксенофобии, — зачем им какие-то объяснения? Большинству нормальных людей противно, что в наших кинотеатрах будет демонстрироваться кино, где наши предки показаны в виде чудовищ и преступников. И даже не нужно говорить о том, в скольких зарубежных фильмах русские или советские люди показаны с любовью, а в скольких — мерзкими упырями. Не будем и советовать им лепить мерзавцев из своих исторических деятелей или предков. Пусть себе снимают, пусть кто хочет из "наших" занимается мазохизмом при просмотре, но показывать такое дерьмо в кинотеатрах совсем не нужно.
Запрещают не только готовую продукцию, но и людей. Иначе как запретом на профессию не назовешь инцидент с футбольным тренером, который во время матча между столичными командами "Локомотив" и "Братеево", ударом ноги сбил мальчика-спортсмена. Видео, где взрослый дядя посылает на газон пацана, попал в сеть и вызвал возмущение бандерлогов. Тренер объяснил ребенку, как "ставить ногу пожестче, поплотнее", и мальчишка вернулся в игру. Это заняло секунды, и в течение скольких дней тренеру пришлось потом объяснять, что он спортивный наставник, а не садист.
На днях красноярский министр культуры Елена Паздникова была снята с должности с тривиальной формулировкой "по собственному желанию". Среди претензий к чиновнице, в том числе, и нашумевший в рунете конкурс кондитеров "Сибирский форум хлебопечения", где были представлены торты в форме памятнику "Родина-мать", обгоревших солдатских писем, Красной площади и парада военной техники. Вездесущий депутат петербургского заксобрания Виталий Милонов, многократно замеченный в охоте на ведьм, в очередной раз выкрикнул "ату!".
На каждый роток не накинешь платок. Видимо, так и есть, но невозможно избавиться от впечатления, что с виду серьезные и неглупые люди начинают дергаться и извиваться, как во время пляски святого Витта. С какой целью они и им подобные особи развязывают нелепые кампании в интернете? При этом чиновники и депутаты дискредитируют власть, а борцы за мораль - ее самое. Не этим ли припадочным мы обязаны минутами искреннего смеха и тягостным раздумьям об интеллекте "человека разумного"?
Читайте также: