Минобороны России подготовило план по военно-патриотическому воспитанию в стране на 2016-2020 годы. Дело это, безусловно, хорошее, но сам подход к воспитанию патриотизма в России несколько порос мхом. Ну, разве будет большинство взрослых россиян по доброй воле читать "Краткую историю российской армии". Воспитывать патриотизм нужно другими путями.
В конце прошлой недели минобороны России представило для рассмотрения правительству план по военно-патриотическому воспитанию на 2016-2020 годы. Замначальника Главного управления по работе с личным составом ВС РФ генерал-майор Алексей Цыганков сообщил о некоторых пунктах указанного документа.
Так, в минобороны уже подготовлен к изданию атлас-справочник "Краткая история российской армии". Который, по мнению генералов, позволит приобщить к военной истории военнослужащих, суворовцев, кадетов и гражданских лиц.
"Также в целях противодействия фальсификации и искажению истории мы совершенствуем систему координации научных исследований в области военной истории. Это особенно актуально в связи с подготовкой к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне", — отметил генерал Цыганков в своем выступлении.
Ну что можно сказать по этому поводу? Инициатива повысить качество военно-патриотического воспитания, воспитания патриотизма, конечно, хорошая. И хорошо иллюстрированная и доходчивая история российской армии для этого не помешает. Особенно, сугубо военной аудитории — солдатам-срочникам, суворовцам и так далее.
Правда, они как бы и так уже самим фактом своего статуса показывают, что не чужды патриотизму — раз выбрали такой путь, или, по крайней мере, не отказались от него (имеется в виду призыв).
А вот насчет повышения патриотизма у гражданских с помощью атласов и справочников — это вопрос спорный. Потому как все эти источники для начала нужно еще захотеть прочитать. Что при информационном изобилии для "невоенных" выглядит довольно проблематично. Это ж не в "Одноклассники" зайти или в сетевую игрушку "порезаться".
То же самое касается и "совершенствования научных исследований" в военной истории. Да, школьные учебники нуждаются в опеке на предмет своего содержания. Но там-то как раз очень уж "смелых" либерально-прозападных мыслей, вроде "во Второй Мировой победили США", и так не содержится.
Только ж, опять же, большинство населения получают информацию о Великой Отечественной из фильмов, реже — передач по теме. А какой ведущий тренд доселе наблюдается в этой сфере?
Если свести сценарии большинства современных фильмов о войне к нескольким фразам, это будет что-то вроде: "Рядовые воины-герои приближают победу — а власть их за это готова уничтожить". Остальное — нюансы.
Героем может быть летчик, выполняющий самые немыслимые диверсионные задачи в тылу врага (а-ля Рэмбо), но потом оказывающийся приговоренным к расстрелу советским трибуналом. Обаятельная девушка-снайпер, опять же чуть было не подведенная злобным "особистом" под тот же трибунал — и спасшаяся от него (и расстрела) только чудом.
Да, наконец, кремлевские курсанты, бросаемые практически без оружия все той же подлой властью на фашистские танки под Москвой. В фильме одного из известных российских "мэтров", которому минобороны в свое время даже подарило "мигалку" для беспрепятственного проезда в пробках.
Нет, конечно, такие эпизоды совсем необязательно являются лживыми. Но, тем не менее, при систематическом "моноподборе" картинку в головах и подрастающего поколения, и уже взрослых людей, создают вполне определенную. "От меня Родина требует героизма, патриотизма — но вместо награды может и расстрелять, отправить в "штрафбат", лагерь — да просто оставить на произвол судьбы".
Слава Богу, что наряду с такими "шедеврами", аудитория может смотреть и такие замечательные сериалы, как, скажем, "Кадетство".
Так, может, для успеха военно-патриотического воспитания для начала надо навести порядок в соответствующей сфере культуры? А потом уже писать подробные планы в отношении науки, школы и других отраслей?
Вообще, можно заметить, что, несмотря на изложенные выше примеры "воспитания", патриотизм российских граждан держится на довольно неплохом уровне. Сорок процентов из них относится к службе в армии, как к "настоящему мужскому делу", еще столько же — как к пусть вынужденному, но необходимому занятию.
Да, в принципе, в особом "культивировании" взращивание будущих "настоящих мужчин" и не нуждается. Главное — не мешать естественным, заложенным в генах и древних архетипах моделях мужского поведения.
Ну не зря же большинство мальчиков с детства играет в войну, а игрушечные пистолеты, автоматы и танки являются лучшими для них подарками. С развитием же компьютерных игр "стрелялки" и "симуляторы" — танков, самолетов, подводных лодок — являются одними из самых популярных.
По большому счету, от "воспитательных органов" здесь требуется только одно, как в медицине — "прежде всего — не навреди". Например, заменой традиционного воспитания безликим гендером с "голубоватым" оттенком.
Но и без гендера дела обстоят не так уж гладко. Автору этой статьи тоже нравилось "играть в войну". Но вот занятия по "начальной военной подготовке" как-то не вызывали особого восторга. Ну что толку с умения разбирать-собирать автомат Калашникова за рекордные сроки, если за все два года НВП из него дали пострелять аж один раз? Из "мелкашки", правда, стреляли чуть больше.
А "полевой выход" незадолго до "аттестата зрелости" запомнился лишь подъемами в 6 утра, суточным нарядом по столовой, кроссом и несколькими сутками в убогом и холодном общежитии летнего лагеря.
Так удивительно ли, что к моменту наступления призывного возраста только что призванные юноши пишут на стенах сборных пунктов "ДМБ" (дембель, то есть) прибавляя к текущей дате срок демобилизации? Мечтая о как можно более скором возвращении на "гражданку", хотя настоящей армии они еще и не нюхали.
Между тем, те же "скауты", например, или даже члены обычных туристических кружков добровольно и с интересом оставляют домашний комфорт и уют, ходят в многодневные походы — по сути, мало чем отличающиеся от "полевых выходов" настоящих солдат. Разве что оружия у них нет, но остальное для военной службы не менее важно.
Да, в конце концов, в детских летних лагерях отдыха, где дети, помимо прочего, сами того не ведая, учатся "жить на казарменном положении", можно было бы делать куда больший акцент, чем сейчас, на военных кружках и играх. А то известная в советские годы "Зарница" пока так и остается лишь ностальгическим воспоминанием.
Так неужели же так сложно всячески стимулировать развитие по России таких организаций, чтобы они стали также популярны — как пионеры в СССР? Но при этом не превратились в пустой формализм со "всеобщим охватом" лишь на бумаге.
Да добавить до этого не менее широкую сеть тиров и стрелковых клубов, где подрастающее поколение могло бы совершенствоваться в стрельбе из боевого оружия. А возможность обучения не на "ширпотребных", а на настоящих симуляторах, используемых для подготовки боевых пилотов, танкистов, моряков?
Ведь в итоге, уже после школы, российская армия имела бы вполне добротный мобилизационный резерв, который, в отличие от обычного призывного контингента, надо было бы не учить с нуля, а лишь немного доучивать.
Просто упор во всем этом надо делать на интерес, азарт, романтику мальчишек. Что отличается от официоза также, как игра в футбол — от унылой сдачи нормативов на уроках физкультуры.
Без учета этого, "прокрустово ложе" школьных уроков и утвержденных наверху планов-графиков без "живого" применения могут закончиться такой же неудачей, как и "начальная военная подготовка" и прочий формализм в последние годы Советского Союза.
Читайте также:
Сделает ли патриотом клятва гражданина
Константин Костин: Запрос общества на патриотизм получил понятную форму выражения
Эксперт: Комсомол развивал патриотизм и помогал найти опору в жизни
Патриотизм - последнее прибежище идеалистов
Людмила Сенчина: молодежная версия гимна России развивает патриотизм