Латвия на подступах к геноциду русских

Руководитель латвийской организации ДВИНА (аббревиатура на латышском языке, в переводе — Независимая ассоциация демократических ценностей и интеграций) Андрей Яковлев дал интервью Pravda.Ru. Главной темой беседы стало положение русскоязычного населения в Латвии. Как отметил Андрей Яковлев, положение русских в республике становится все хуже и хуже.

Самые актуальные и горячие проблемы общества и СМИ обсуждались  на IX Белорусском международном медиафоруме "Партнерство во имя будущего: реалии глобального мира". Обсуждения проходили на фоне 70-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Темы войны, противодействия возрождению фашизма, сохранения исторической правды особенно остро звучала на форуме. В итоговой резолюции участники осуждают любые действия, ведущие к насилию, призывают мировое сообщество принять меры по стабилизации ситуации в горячих точках. Неонацизм поднял голову не только на Украине, но и в других регионах, в том числе в бывших союзных республиках.

Он проявляется по-разному, часто в мягких вариантах. Но совершенно ясно, что люди созданы равными, не может быть разделения по национальным или каким-то другим признакам на людей первого и второго сорта. Считающие себя сверхлюдьми относятся к другим как к недочеловекам, а на самом деле сами являются нелюдями.

— Расскажите о вашей деятельности по налаживанию, восстановлению межнациональных связей в Прибалтике. СМИ пишут, что очень много проблем связано с тем, что русские и другие национальности, не получили гражданство, нарушены их права. Как сейчас происходит работа по налаживанию связей между латышским и русскоязычным населением? Как защищаются права русскоязычных?

— Я сейчас не буду касаться Литвы и Эстонии. Упомяну лишь, что в Литве — только шесть процентов русского населения, а в Эстонии — намного больше. Но все-таки я буду говорить о Латвии, где наиболее сильны традиции русской прессы, русской культуры и в целом русская община более значительно представлена, в том числе иногда представлена даже в органах власти. Но латвийское государство ориентировано на то, что оно должно быть не многонациональным, а унитарным государством.

Читайте также: Литва: пройдет ли мода на русофобию?

Реально в Латвии существует две общины: латышская община и русская, русскоязычная община. Потому что практически 40 процентов населения Латвии дома говорит на русском языке. И главную задачу представителей элиты русской общины они видят в том, чтобы сохранить язык, культуру и какую-то идентичность. Но вот в вопросе, что и как надо делать, у латышской части элиты и у представителей русской элиты подходы расходятся. В частности, уже в течение 20 лет наблюдается тенденция перевода русских школ на латышский язык.

Все больше и больше предметов преподается на латышском языке. Десять лет назад русская община отвоевала право, чтобы хотя бы 40 процентов дисциплин преподавалось на русском языке, а 60 процентов предметов отдано преподаванию на государственном языке — на латышском. Но сейчас снова наблюдается тенденция притеснения русского языка. Власти опять хотят увеличить количество предметов на латышском языке. А обучение на неродном языке, в том числе таких предметов, как физика, химия, история, ведет к разрушению национальной идентичности.

— Общая ситуация имеет тенденцию в сторону ухудшения или есть все-таки какие-то улучшения?

— Вопрос в том, что считать ухудшением и улучшением. Вообще количество русских в Латвии сокращается в силу объективных причин, в том числе худших социально-экономических условий, которые существуют у представителей русскоязычной диаспоры. Потому что гораздо меньше русских находится на бюджетных местах в государственном управлении, у нелатышей хуже позиции в бизнесе, у них нет возможности получать в такой же мере государственные заказы, выигрывать тендеры, и такое положение — во всем. Конечно, русская и латышская общины в значительной степени переплетены друг с другом. В Латвии традиционно много межнациональных браков. Но в целом можно сказать, что русская община сокращается, и в относительных и абсолютных числах. Но русская диаспора сейчас осознала себя как общину и пытается сохранить какую-то свою русскость в условиях европейскости, если так можно сказать.

Читайте также: Украинский фашизм не беспокоит Европу

— Изменилась ли как-то ситуация с тех пор, как несколько лет назад мэром Риги стал Нил Ушаков? Ведь он русский человек. Какая у него позиция в отношении русскоязычных?

 - Нет, от этого ничего не изменилось. Нил Ушаков русский. Но, скажем, партия "Центр Согласия", лидером которой является Ушаков, не позиционирует себя как русская партия. То, что он стал мэром, совсем не значит, что какие-то русские захватили власть в Риге и теперь будут что-то такое делать для русскоязычного населения. Задача мэра любой нормальной столицы, любого нормального мэра — это заботиться о всех горожанах, в данном случае рижанах. Независимо от национальности. Чем он собственно и занимается. Поэтому за него голосует в том числе и латышский электорат.

Но есть, конечно, некоторые специфические русские проблемы, на которые нужно обращать внимание и которые нужно решать. Даже во времена так называемой ужасной русификации в советской Латвии, в период так называемой оккупации, не было такой абсурдной ситуации, когда латышскому ребенку латышский учитель преподавал что-то на неродном русском языке. Физику, химию, биологию другие естественно-научные предметы латышские дети учили на родном латышском языке. Русский язык, наверное, преподавали на русском, что естественно.

Но вот в нынешних условиях в Латвии получается, что недостаточно хорошо знающий латышский язык учитель преподает предмет на латышском языке не очень хорошо знающему этот язык ребенку. Это просто нонсенс. Вот я помню, по физике, химии, органической или неорганической, мне нужно было изучать бензольные кольца, валентности. Во всем этом надо было разобраться, понимать что к чему. На родном-то языке это не всегда поймешь. А тут вообще непонятно, как разбираться. Конечно, ученики совершенно не понимают предмет и отстают. Из-за этого и в целом падает успеваемость русскоязычных ребят.

Читайте также: Над Латвией нависла тень крымского прецедента

Конечно, есть самородки. Конечно, есть такие семьи, где детям имеют возможность дать образование, научить разным языкам. Например, у меня есть знакомые представители армянской диаспоры. Они учат русский, латышский, армянский и английский. И родители очень много вкладывают в своих детей, потому что они понимают, что иначе они в этих условиях не выживут. Но это же исключения. Очень не многие так могут. Далеко не у всех есть такая возможность. Поэтому сохранить русскую школу, которой более 200 лет, в Латвии совершенно необходимо.

Так же как и поддерживать русскую культуру. Мы же знаем и понимаем, как в Латвийской ССР в первую очередь поддерживалась латышская культура и большие бюджетные средства шли на ее поддержание. А теперь в многонациональной стране строится мононациональное государство. Все идет на поддержание латышской культуры, потому что объявлено национальное государство. Но в этом вопросе, как и в других, нужно поделиться, учитывать потребности людей разных национальностей. Должно быть какое-то хотя бы приближенное соответствие пропорций выделяемых на культуру и образование различных национальностей средств с количеством налогоплательщиков. Ведь они же поддерживают бюджет страны и имеют такое же право получать оттуда средство на свои потребности. Все-таки должно быть больше справедливости.

Беседовала Инна Новикова