Вьетнамские власти провели операцию по спасению отца и сына, которые жили отшельниками в тропических джунглях на протяжении 40 лет. Восьмидесятилетний мужчина был истощен до крайности и болен. Его сорокалетний сын знает лишь несколько слов на местном диалекте, и возможность его интеграции в общество вызывает большое сомнение.
Хо Ван Тхань решился на отчаянный шаг в 1973 году после того, как его дом разбомбили американцы. Жена и двое сыновей погибли на месте, а Тхань с годовалым сыном нашел убежище в непроходимых джунглях в 40 километрах от родной деревни, расположенной в центральной части Вьетнама, в 730 километрах к югу от Ханоя. С тех пор отец и сын жили отшельниками. Как пишет вьетнамский сайт VnExpress, 20 лет назад родственников обнаружил оставшийся в живых еще один сын Тханя, который с тех пор посещал их раз в год, приносил минимум продуктов, вещей, соль. "Зимой там очень холодно, туман охватывает леса, там экстремальные условия существования, хищные животные, плохая вода", — говорит Хо Ван Чи. Родственники так и не признали в нем "своего". Когда Ван Чи приводил с собой других людей, его отец и брат прятались, едва завидев чужаков.
Чтобы избежать многих опасностей отшельники на высоте 6 метров соорудили дом — "птичье гнездо" размерами 3 на 2 метра. Там устроили небольшой очаг, чтобы согреваться в холодные дни и приготовить горячую пищу. Воду брали из протекающего рядом ручья. Ван Чи жалуется, что отец не пользовался той утварью, что он приносил, предпочитал делать свои предметы обихода (корзины, одежду из сухой коры), орудия труда (ножи, топоры, мотыги) и оружие — луки и стрелы для охоты. Около дома возделывалось небольшое поле площадью около одного гектара. Там выращивали рис, пшеницу, табак и сахарный тростник. Питались так же маниокой и съедобными листьями.
Читайте также: Агафья — последняя из рода Лыковых
Интересно, что никаких серьезных болезней, в том числе малярии у "лесных людей", как их называли в деревне, не было. Но они потеряли навыки общения. Сорокалетний Хо Ван Лоан знает минимум слов, общается в основном жестами, его отец отказывается разговаривать. Оба находятся в психологическом шоке. Лоан отказался есть мясо и лапшу, сказал, что это несъедобное. При первом посещении отца в больнице, молча стоял у кровати отца и плакал, пишет вьетнамская газета Thanhnien
Как предполагают вьетнамские власти, отшельники вернулись в деревню только по причине немощи и болезни Тханя. Его племянник, Хо Минь Лам, рассказал, что ему накануне приснился плохой сон о родственниках, и он уговорил местные власти найти и привезти их в деревню. Спасатели пришли вовремя, у старшего мужчины была парализована нога. "Мой отец очень слаб, им занимаются врачи. Мой брат, напротив, чувствует себя хорошо, хотя и очень худой. Мы должны держать их под присмотром. Кажется, они опять хотят бежать в джунгли и пока отказываются от еды и воды", — сказал младший сын Тханя.
Как пишет вьетнамская пресса, после нескольких дней лечения в больнице, здоровье пожилого мужчины улучшилось, он стал есть кашу, пьет молоко. Однако старик продолжает молчать, не хочет общаться. "Он сидит на кровати, выставив длинные, как палочки ноги, глаза тусклые и дикие, иногда в них появляются какие-то проблески, позволяющие понять, что этот человек в сознании", — пишет вьетнамская газета LaodongМежду тем Лоан познает окружающий мир с любопытством, пытается понять назначение вещей, очень заинтересовался мотоциклом, констатирует газета. Смотрит телевизор, покачиваясь под музыку, но все быстро надоедает, как ребенку. Гендерные различия ему неведомы, к женщинам относится настороженно. Врачи предполагают, что адаптация мужчины к цивилизации будет очень трудной, если через некоторое время он не сбежит обратно в джунгли.
Такие же мысли одолевают и 80-летнего Тханя. "С момента нахождения в деревне, мой дядя сказал только одну фразу на языке кор. Он сказал, что не хочет оставаться в деревне, а хочет, чтобы его вернули в его хижину на верхушку дерева, где он хочет умереть," — сказал Лам.
В центральной провинции Куанг Нам (Quang Nam) проживает около 38 тысяч человек национальности кор. В прошлом, фамилия рода Тханя начинались с "Дин", но после войны она была заменена на "Хо" в честь первого президента Вьетнама Хо Ши Мина.
Американская интервенция во Вьетнам началась в 1965 году. Самое развитое государство в мире, использующее новейшие технологии, большие массы солдат, массированные бомбардировки под слоганом "разбомбим их до уровня каменного века" так и не смогло справиться с героическими вьетнамцами. Война закончилась 37 лет назад, однако Тхань до сих пор не верит, что его оставили в покое. Исходом таких историй, судя по примеру староверов Лыковых, может быть либо смерть от болезни, занесенной цивилизацией или возврат к привычному образу жизни.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"