Иван Охлобыстин: На надувной лодке в Канны

Иван Охлобыстин может претендовать на лавры творца с самой необычной биографией в российском кино. От нетрезвого мажора до истового священника и прагматичного директора крупной компании, он был и актером, и сценаристом и режиссером. Наверное, поэтому он всегда революционен в творчестве, отвергая любые авторитеты. О новой киноработе "Оператор Реальности" Иван рассказал "Правде.Ру".

— Иван, проект, конечно, задуман грандиозный, но как вы сами думаете, есть ли у него перспективы в России? В интернете так много различных отзывов, в том числе и сомнительных, можете подробнее сказать, что все-таки это такое "Оператор реальности"?

— Если попытаться объяснить простыми словами, то это фильм, в котором на развитие сюжета будут влиять сами зрители. Также каждый желающий может претендовать на участие в творении уникального реалити кино.

Мы с Вадимом Демчог открываем двери в кино любому, кто чувствует в себе потенциал драматурга и, мне кажется, что перспективы обязательно будут, потому что в таких моделях больше шансов создать продукт, который отразит настоящую реальность, в отличие от классического кино.

— А как же наша классическая школа, признанные мастера, вы их творчество отвергаете?

— К сожалению, наши мастодонты от кино уже не могут чувствовать время. Я понимаю, это очень болезненно слышать, но реальность вокруг нас уже другая, по сравнению с теми фильмами, которые они снимают. Я постоянно нахожусь в интернете и читаю высказывания десятков тысяч зрителей, — они хотят видеть другую реальность, они хотят другого героя. Мы должны создать какие-то новые схемы, новый подход.

Читайте также: Владимир Хотиненко: Коллективной исповеди нет

Фильм такого необычного формата уникален не только для русской кинематографии, он является первым подобным проектом в мировой киноиндустрии. Уверен, у нас есть шанс, потому что все лучшее в этом мире делается на энтузиазме.

Очень много людей хотят снимать кино и, в принципе, технологически это возможно. Если бы у меня в девятом классе был мобильный телефон, я бы стопудово договорился с одноклассниками снять кино, как мы на надувной лодке плывем в Канны.

— Простите, а кто будет смотреть это творчество, желающие найдутся? Все уже привыкли к хорошему уровню, к широкоформатному экрану, к объемным технологиям. А тут приходите вы и предлагаете плоскую картинку с телефона. Не солидно как-то.

— Быть признанным для любого художника очень важно. Иной раз, похвалив ребенка за простой рисунок, ты в нем генерируешь творческие способности, и это впоследствии проецируется на все области жизни. Не обязательно проекция отобразится успешной деятельностью в кино, это может проявиться в медицине, в градостроительстве, в бизнесе. Наша главная задача растить творческий потенциал в человеке.

Как-то по совету друзей, (мой совет: никогда не брезгуйте советами друзей), прочитал в интернете высказывание одного шведского футуролога. Он написал о скачке эволюции: "Эволюция, чего бы то ни было, постепенно набирает в динамике, в количестве энергетики, а потом у нее происходит резкий взлет".

Тоже произошло и с "Оператором Реальности", сейчас мы семимильными шагами перешли на новый уровень проекта и вот-вот окончательно отдадим в производство с телефонов и планшетов то, что насняли для него. Уникальность и привлекательность данной ситуации — это энтузиазм плюс возможность постижения современной технологии, плюс доступные, в принципе, равные шансы. Я не сомневаюсь, что хорошо смотреть и оценивать, будет вся страна.

— У молодой поросли, которую вы хотите вырастить своим проектом, таким образом, есть все шансы потеснить старых мэтров в кино. Согласны?

— Мне кажется, что имеет смысл на время такую лавочку, как российский кинематограф, вообще прикрыть.

Как-то пару лет назад я был в жюри "Кинотавра", и это была катастрофа! Каждый день надо было смотреть по три фильма, и мне после просмотров хотелось удавиться или напиться. Русский извращенец-людоед застрелил беременную старушку и съел ее. Примерный сюжет всех фильмов. Или с унылым выражением лица герой идет полфильма по дороге. Я сначала думал, что у оператора просто заело камеру.

Сейчас любое отечественное кино никому пользы не приносит, а упокоения тем более. Я сам фанат кино, люблю Тарковского, но сейчас вокруг такое мелкотемье. Дома, если выдается свободный вечер, мы с семьей садимся смотреть кино. Меня спрашивают: "Русское кино смотреть будешь?" "Упаси господи, — говорю, — лучше смотреть про американских людоедов, чем про простую жизнь, снятую нашими мастодонтами".

Читайте также: ДиДюЛя: Чем больше преград, тем лучше музыка

А что касается "молодой поросли", то сегодня технологии становятся естественной вещью. В нашем мире нужно уже давно признать, что, в сущности, каждый человек творец по образу и подобию божьему. Человек должен развивать в себе не в болезненной, а в творческой форме свое божественное начало.

И всегда существуют время и возможность это доказать. Если не получается сразу, нужно доказывать постепенно. Даже, если тебя оплевали со всех сторон, нужно умыться и идти дальше вперед.

— Все-таки хочу сказать, что после вашего успеха в сериале "Интерны", который смотрит вся страна, честно говоря, довольно странный скачок в сторону совершенно без бюджетного и пока не признанного общественностью кино.

— Отвечу и на этот вопрос. Я работаю сейчас с американским актером японского происхождения. Его зовут Тагакава. Он говорит, что у японских самураев есть обычай: они напиваются допьяна до такого состояния, что просто валяются на улице и через них перешагивают люди. Таким образом, попирая собственную честь и представление, какими они могут быть, они все время меняются. Не костенеют. А это очень важно для человека в любой профессии, но это не всем доступная опция. Так давайте дорожить тем, что опция переступить через себя, есть у каждого из нас. Надо не лениться все время совершенствоваться, не бояться "валяться на улице", а уж тем более не стесняться признавать хорошие работы, что крайне не любят наши признанные метры. А давно пора…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"