Династии: богатство - результат интуиции

В роду Фирсановых до 1830-х годов были серпуховские мещане да купцы-лесоторговцы. В переписи 1732 года среди жителей Серпухова упоминается купец Федор Фирсанов. Его сын Максим, родившийся в 1764 году, к началу XIX века имел свою каменную лавку на Главной площади Серпухова. Надо сказать, что практически все в роду Фирсановых обладали особым чутьем.

Наиболее удачливым и способным из всех Фирсановых был Иван Фирсанов, сын Григория Фирсанова. Иван был вторым из шестерых сыновей. В 1832 году Григорий Фирсанов отдал 14-летнего Ивана в обучение к московскому первой гильдии купцу Щеголеву, торговавшему в Старом Гостином Дворе на Ильинке изделиями из драгоценных камней. Обученный грамоте сообразительный паренек на ходу подметки рвал и уже через два года перешел в "молодцы", затем в приказчики и наконец занял одну из высших в ювелирном деле ступенек — стал оценщиком.

В 1848 году Иван Григорьевич начал собственную торговлю с лотка, позже приобрел лавку в Гостином дворе. Скопив средства, в 1857 году приобрел под жилье первый свой дом в Москве в Пименовском переулке. Настоящий расцвет собственного дела пришелся на пореформенный период, с отмены крепостного права. Ушлый купец начал объезжать дворянские гнезда и помещичьи имения, скупая по низким ценам фамильные ценности и получая от их продажи солидный доход. Неизвестно, сколько бы Иван Григорьевич промышлял подобным образом, пока его однажды не подкараулили на большой дороге лихие люди. Знали разбойники, что путешествует купчишка с наличностью. Но Ваня был не робкого десятка. Точнехоньким ударом в висок шкворенем намертво уложил одного грабителя и серьезно изувечил другого, остальные показали пятки. Однако получив подобный "сигнал" свыше, Фирсанов со своим "полюдьем" завязал по гроб жизни.

Иван Фирсанов обладал талантом определять почти без ошибки возраст и качество древесины, а также неплохо разбирался в конъюнктуре рынка. Став миллионщиком, свои "бешеные деньги" расчетливый торговец вкладывал в дело. На себя он почти не тратил, зато запросто мог сунуть в лапу дворецкому сотенную, чтобы тот проводил его в барские покои. На полную катушку Фирсанов использовал слабости человеческие. Кто чурался взяток и был неподкупен, попадался на чувстве благодарности.

Читайте также: Как капитал "Ротшильды из России" наживали

Покупая у одного помещика по дешевке имение, он узнал, что сын последнего важный чиновник в железнодорожном ведомстве, к которому ни на какой козе не подъехать. Многие обломали об него свои жадные зубы. Иван Григорьевич собрал в купленном доме все картины (среди них были подлинные шедевры живописи кисти Брюллова, Тропинина и других выдающихся художников) и отослал их помещичьему сыну, сопроводив сей презент своей визитной карточкой. Благодарный чиновник лично нанес визит купцу, чтобы поблагодарить за поступок. Они подружились к немалой выгоде для обоих.

Другого неподкупного чиновника Фирсанов взял на карточной игре. Через подкупленного лакея он передал проигравшемуся нужную для покрытия карточного долга сумму и вскоре выиграл подряд на поставку леса для строительства железной дороги. В Москве возле Александровского и Николаевского вокзалов в 1869 году он построил крупные оптово-розничные склады лесных материалов, а через год, когда торговля шла с большим размахом, он вызвал из Серпухова младших братьев Петра и Павла. Вскоре Петр, освоив дело, добился стабильно высоких доходов и принял на себя лесную торговлю.

С 1860 по 1869 год Фирсанов был впервые избран председателем Сиротского суда, задачей которого было установление опеки над семьями, потерявшими кормильца, а также сиротами мещанского и купеческого сословий, нуждавшимися в материальной помощи, трудоустройстве и получении профессиональных навыков. В 1869 году Иван Григорьевич купил подмосковное имение Середниково (одно время им владел дед будущего премьер-министра Столыпина и летние каникулы в нем проводил юный Лермонтов), а также прибрал к рукам знаменитые Сандуновские бани. Сандуны Фирсанов за 25 тысяч рублей сдал в аренду бывшему банщику Петру Бирюкову. Навещая ночлежные дома Иван Фирсанов заразился туберкулезом и в мае 1881 года скончался от чахотки.

Торговые дела покойного брата успешно продолжил Петр Григорьевич, ставший тоже купцом 1-й гильдии и московским городским ценовщиком лесных материалов. Его племянники Николай и Алексей Фирсановы сделались приказчиками и помощниками. При их участии в Подольске, Серпухове, Твери и Ржеве появилось лесопильное производство, а торговля лесными материалами стала семейным делом.

Читайте также: Династии: как богачи становятся меценатами

Благотворительность легла на хрупкие плечи дочери Фирсанова Веры Ивановны. Вместе с матерью она предложила Комитету Братолюбивого Общества, находившемуся под патронажем императрицы, принять в дар построенный на деньги мужа и отца недалеко от Александровского (ныне Белорусского) вокзала огромный каменный дом, предназначенный для вдов и сирот. Кроме того, в "Фирсановском доме" должна была быть устроена школа для слепых детей. В Серпухове, в богадельне, также названной Фирсановской, вплоть до 1917 года на полном обеспечении содержались 70 неимущих престарелых женщин, как записано в ее уставе, "примерного поведения, которые сами стесняются просить милостыню".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"