Шерлок Холмс и доктор Ватсон… Этих знаменитых литературных героев их создатель, Артур Конан-Дойль наделил своими знаниями и привычками, включая теософию и склонность к спиритизму. Но мало кто знает, что в жизни знаменитый британский писатель расследовал преступления, прибегая к мистике, а не к разрекламированному им же дедуктивному методу.
О биографии Артура Конан-Дойля, жившего всего сто лет назад, известно не так уж много. Причина в том, что до недавнего времени большая часть его архива (переписка, дневниковые записи и черновики) были недоступны исследователям. Иногда и родственники не желают открывать общественности семейные тайны. В случае с сэром Артуром Игнатиусом Конан Дойлом (Sir Arthur Ignatius Conan Doyle) долгое время приходилось довольствоваться воспоминаниями самого писателя, изданными еще при его жизни в 1924 году. В англоязычных странах популярностью пользовалось жизнеописание Конан-Дойля, написанное автором детективных романов Джоном Диксоном Карром (John Dickson Carr), в распоряжение которого сын писателя Адриан Дойль предоставил часть отцовского архива.
Читайте также: Мистики в реалиях: медиум Эндрю Дэвис
Артур Конан-Дойль — по устоявшейся традиции будем писать его имя в привычном для нас варианте — родился 22 мая 1859 года в Эдинбурге, хотя его дед — Джон Дойль — был сыном дублинского ирландца, закоренелого католика, которого изгнали со своих земель во времена Реформации. В Лондоне для отца писателя — архитектора Чарльза Алтамонта Дойля (Charles Altamont Doyle) — не нашлось подходящей должности и он был вынужден переехать в Эдинбург. Кстати, как называлась его должность в столице Шотландии, биографы его сына до сих пор не могут точно определить. В 1855 году Чарльз женился на 17-летней Мэри Фоли (Mary Foley). В семье Дойлов появится восемь детей — две девочки умерли в младенческом возрасте.
В биографии Конан-Дойля, написанной недавно Максимом Чертановым, читаем: "Артура осенью 1868 год, наконец, забрали из городской школы, запомнившейся лишь побоями, и отправили в графство Ланкашир, где рядом с деревней Херст-Грин, в живописной лесистой местности, находилась большая католическая школа Стоунихерст, а при ней — подготовительная школа для мальчиков (до двенадцати лет), называвшаяся Ходдер по имени протекавшей рядом реки". Это заведение, основанное отцами-иезуитами, существует и поныне. А вот образование там давали вполне светское. В стенах католической школы Артур драться не перестал, зато увлекся плаванием и крикетом. Начал заниматься регби, в старших классах с удовольствием катал шары в бильярде. Читать он любил всегда.
Первая солидная биография Конан-Дойла принадлежала перу Джона Ламонда (John Lamond), который представил в ней литератора не как знаменитого писателя, а, скорее, как адепта спиритизма. Популярностью этот труд не пользовался, книгу так и не перевели на русский язык. Известно, что весной и летом 1887 года доктор Артур Конан-Дойль организовал у себя дома несколько сеансов с участием профессиональных медиумов. Во время одного из сеансов дух категорически не рекомендовал ему читать книгу некоего Лея Ханта. Доктор никому не говорил об этом, но сам втайне раздумывал, читать ли ему сие творение или нет. Книгу Ханта он так и не взял в руки, но зато запоем читал другую эзотерическую литературу. Конан-Дойль интересовался паранормальными способностями индийских йогов, левитацией, ускоренным проращиванием растений и тому подобным.
Некоторое время Конан-Дойля увлекала доктрина теософии. Писателю была близка идея о том, что человек способен познать божество непосредственно, исходя из собственного мистического опыта. В трудах Елены Блаватской он разочаровался, прочитав критические работы о ней. Доктору нужны были доказательства материальные, которые можно было бы потрогать, и он, как казалось, обрел их в спиритизме. 26 января 1887 года Конан-Дойль вступил в масонскую ложу "Феникс" и спустя месяц был посвящен во вторую степень вольных каменщиков, а 23 марта того же года ему присвоили степень мастера.
Читайте также: Мистики в реалиях: Елена Блаватская
Однако Конан-Дойль занимался не только спиритизмом. Писателя вдохновляли всякие загадочные уголовные истории. Однажды он даже сумел разыскать исчезнувшего жениха-датчанина, а заодно разъяснил девушке-англичанке, почему не стоит выходить замуж за беглеца. Максим Чертанов сообщает: "Порой в письмах, которые получал доктор Дойл, содержались не детективные загадки, а мистические, не обошлось и без предложений отыскать затонувший корабль, полный сокровищ. Речь шла об английском паруснике "Гросвенор", на котором якобы вывезли из Бомбея знаменитый "Павлиний трон" — реликвию монгольских падишахов. Доктор над этим предложением много думал, принимал участие в обсуждениях, рисовал карты, но плыть за сокровищами так и не решился — слишком много дел было дома". У талантливых писателей, чьи герои выказывают чудеса дедуктивного метода или бьющего через край героизма, так обычно и бывает — они корпят над письменным столом, а не испытывают тяготы к опасным путешествиям.
В декабре 1926 года таинственным образом исчезла из своего дома королева детектива — Агата Кристи. Ее автомобиль со всеми вещами был найден брошенным, следов писательницы не обнаружено. Заместитель главного констебля графства Суррей уверен, что убийство совершил ее муж. Подозрение пало не только на него одного. Конан-Дойль прочел об этом в газетах, спустя неделю после ее побега. Рыцарь Британской империи сэр Артур имел право доступа к полицейским документам.
"Доктор изучил их, но дедукцией на сей раз не воспользовался, — пишет М. Чертанов. — В 1920-м он опубликовал статью "Новый взгляд на старые преступления", где утверждал, что в некоторых случаях полиции стоит прибегать к помощи экстрасенсов, и это может давать результаты. Дойл попросил у полковника Кристи, мужа Агаты, ее перчатку: он показал перчатку медиуму Хорэйсу Лифу, а тот назвал имя владелицы, сказал, что дама находится в полубессознательном состоянии, но жива, а также разъяснил причины ее поступка (о которых, заметим, было нетрудно догадаться, зная обстоятельства частной жизни семьи Кристи в тот период) и обещал доктору: "В следующую среду вы о ней услышите". Агату Кристи, как известно, нашли вечером вторника, но Конан-Дойл узнал об этом только в среду".
Коллегу Дойля нашли через одиннадцать дней в одном из отелей старинного городка Харрогит в Йоркшире, где Кристи проходила курс оздоравливающих водолечебных процедур под именем Терезы Нил.
В том, что таким образом пересеклись пути двух самых знаменитых британских авторов детективных романов, согласитесь, есть тоже своя мистика. Наделяя Шерлока Холмса недюжинным расследовательским талантом на основе дедуктивного метода, в жизни Конан-Дойль действовал наоборот: интуитивное, мистическое знание подкреплял логическими цепочками. Прав он был или нет? Судя по всемирной славе его произведений, и не только о лондонском сыщике, интуиция не подвела великого британца.
Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":
Мистики: физик, ставший парапсихологом
Мистики в реалиях: Отцы-пустынники
Мистики: генерал среди классиков
Мистики: мать Тереза — христианка в сари
Мистики: Лермонтов — мистик по существу
Мистики: картотека ведьм Третьего рейха
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"